Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Весна. (№ 22), 1972 год. Выставки: «Без погон, но в шляпе», «Истории про наши любимые фотографии» с этим снимком. 
Поцелуй под зонтом, 1966 год, г. Ленинград. Выставки «Советская романтика», «"То, что мы играем, и есть сама жизнь". – Луи Армстронг»,  «Одной приятной летней ночью...», «Влюбленные», «Флагманские фотографии. Выбор редакции», «Топ-10 фотографий с зонтиком», «Истории про наши любимые фотографии», «Счастливые люди Всеволода Тарасевича», «Мягкий свет фонарей» и видео «Про любовь», «Всеволод Тарасевич», «Пора гулять», «Поцелуй» с этой фотографией.
Первоклассник, 1988 год, Украинская ССР, Крымская обл., г. Севастополь, пос. Андреевка. Антон Студенников.Выставка «Истории про наши любимые фотографии» и видео «Осень!», «Снова в школу» с этой фотографией.
Ветер. Из серии «Городок», 1980 - 1981. Выставки «"Несоветская" фотография. Юрий Рыбчинский», «Истории про наши любимые фотографии», видеолекция «Юрий Рыбчинский. Неустойчивое равновесие» с этой фотографией.
Утро, 1924 год, Московская губ., пос. Салтыковка. Выставки «Дети», «Ой, мамочки!», «Истории про наши любимые фотографии», «24 фотографии 1924 года» и видео «Давид Самойлов. "Выезд"» с этой фотографией.
Игра, 14 мая 1984, г. Новокузнецк. Выставки «Без прикрас», «Без фильтров–3. Любительская фотография 80-х», «Истории про наши любимые фотографии», «Игра длиной в полвека» и «Дети 1980-х» с этой фотографией.
Внутренний вид «Пассажа», впервые освещенного электричеством, 1900 - 1903, г. Санкт-Петербург. Выставки: «Накануне» и «Карл Булла», «Истории про наши любимые фотографии»  видеовыставка «Перенос столицы» с этим снимком. 
Влюбленные на набережной Невы, 1965 год, г. Ленинград. Выставки «Советская романтика», «Влюбленные», «Истории про наши любимые фотографии», «Невский проспект вернул свое имя» и видео «Про любовь» с этой фотографией.
Обнаженные рабочие и колхозницы на пляже в Крыму, июнь - август 1931, Крымская АССР. Выставки «Истории про наши любимые фотографии», «Нудизм в СССР» с этим снимком.
Обнаженная, 1960-е. Выставка «Истории про наши любимые фотографии» с этим снимком. 
«Чаепитие в Раменском», 1928 год, Московская губ., Раменский у., г. Раменское. Выставки «Bon appetit!», «История российской печати: от Петра до интернета», «Лучшие фотографии. Чайные церемонии», «Истории про наши любимые фотографии», «За всех – противу всех!» и видео «Борис Игнатович», «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
На курорте, 1950-е. Выставки: «10 лучших курортных фотографий», «Купальный сезон», «Истории про наши любимые фотографии» с этим снимком.
Фотография на память. В ялтинском парке, январь 1938, г. Ялта. Выставки «Истории про наши любимые фотографии», «Ялта – город счастья» и «Шедевры неизвестных авторов» с этой фотографией.
Баскетбол, 1961 год, г. Волгоград. Выставки «Советские дети», «Свиридова и Воздвиженский. Ретроспектива», «Истории про наши любимые фотографии», «СССР в 1961 году» и «Стук мяча и скрип кроссовок» с этой фотографией.
Дождь, 1961 - 1969, г. Ленинград. Выставки «10 лучших фотографий под дождем», «Осень целого века», «Истории про наши любимые фотографии», «"Серебряный век" поэзии про осень» и видео «Всеволод Тарасевич», «Осень!», «Культурная столица» с этой фотографией.
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, 1963 год, г. Москва. Выставка «Истории про наши любимые фотографии», видео «Цирк на Цветном», «Делайте, что хотите, но чтобы публика сегодня смеялась» с этой фотографией.
Елочный базар в Екатерининском саду, декабрь 1913, г. Санкт-Петербург. Выставки «Рождественская радость», «Истории про наши любимые фотографии» и видео «Налетай! Не скупись! Покупай…» с этой фотографией.
«Прорубают» проспект Калинина, 1957 - 1963, г. Москва. Выставки: «Новое благосостояние», «Московские высотки. Мечта наяву», «От Исаакия до телебашни: фотолетопись строительства знаменитых отечественных зданий», «Истории про наши любимые фотографии», «Жизнь на Новом Арбате», видео «Дмитрий Бальтерманц» с этим снимком.
Иван Уминский, редактор: «Фотографии Александра Слюсарева – это настоящая поэзия, записанная светом и тенью. Очень сложно выбрать из его работ одну, ведь они все наполнены невероятной динамикой и смыслом».
Весна. (№ 22)
1972 год
Слюсарев Александр Александрович
Иван Уминский, редактор: «Всеволод Тарасевич как никто другой мог передать дух времени и одновременно с этим сделать свои снимки вечными. На мой взгляд эта фотография – одна из его самых трогательных и чувственных работ».
Поцелуй под зонтом
1966 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Антон Студенников, редактор: «Это я в 1988 году. С тех пор все очень сильно изменилось. Уже не надо стоять в очереди за хлебом или квасом, только в собственной очереди за переживаниями, связанными с историей и настоящим».
Первоклассник
1988 год
Неизвестный автор
Антон Студенников, редактор: «На этом остановленном мгновении, которое запечатлел Юрий Рыбчинский в начале 1980-х, есть что-то невидимое невредимое. Ветер, шляпа, ветки, взгляд подростка… Ничего лишнего, что часто присутствует в тех мгновениях, которые продолжаются и продолжаются дальше».
Ветер. Из серии «Городок»
1980 - 1981
Рыбчинский Юрий Александрович
Наталья Горленко, редактор: «Для меня эта фотография – концентрация счастья: традиции быта дореволюционной России, подмосковная дача, лето, тепло, заботливая и спокойная мать, веселый малыш, который хорошо ест».
Утро
1924 год
Сошальский Георгий Николаевич
Наталья Горленко, редактор: «эта фотография для меня о том, что настоящему увлечению ничто не помеха и о том, что энергия жизни сильней всех противостоящих обстоятельств».
Игра
14 мая 1984
Бобкин Александр Алексеевич
Олеся Цюзь, редактор: «Несравненный и запоминающийся Карл Булла. Глядя на его фотографии, хочется оказаться в дореволюционной России».
Олеся Цюзь, редактор: «Люблю этот город всем сердцем и на снимки Ленинграда Всеволода Тарасевича могу смотреть бесконечно».
Влюбленные на набережной Невы
1965 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Денис Бычков, медиа-продюсер: «Считается, в СССР не было нудистов и эротики. Но два этих снимка подтверждают обратное. В 30-е существовали нудисткие пляжи, а модели и фотографы создавали (конечно, тайно) такие чувственные фотографии. И подобных примеров в нашем фотоархиве очень много».
Обнаженные рабочие и колхозницы на пляже в Крыму
июнь - август 1931
Неизвестный автор
Обнаженная. 1960-е. Автор: Михаил Белоусов.
Обнаженная
1960-е
Белоусов Михаил
Елена Багдасарова, редактор: «Борис Игнатович. Чаепитие в Раменском, 1928 год. Евгений Халдей. На курорте, 1950-е. Люблю эти работы. Разное время, разные фотографы. Но оба автора всегда по-доброму и с юмором относились к своим героям».
«Чаепитие в Раменском»
1928 год
Игнатович Борис Всеволодович
На курорте. 1950-е. Автор: Евгений Халдей.
На курорте
1950-е
Халдей Евгений Ананьевич
Иван Мацкевич, технический менеджер проекта: «К сожалению, неизвестно, что объединяет всех этих людей, кроме того, что их не смущала необходимость залезть на дерево для классного кадра. Интересно, все ли участники получили от фотографа этот снимок на память?»
Фотография на память. В ялтинском парке
январь 1938
Неизвестный автор
Иван Мацкевич, технический менеджер проекта: «Глядя на этих мальчишек, играющих в баскетбол несмотря ни на что, можно представить, насколько насыщенными были их остальные игры и сплоченность команды».
Баскетбол
1961 год
Свиридова Нина Александровна, Воздвиженский Дмитрий Дмитриевич
Илья Флярковский, глава видео-отдела: «Страна уже полвека строит коммунизм, но плохая погода очень мешает. А тут теплота, надежда и движение. Может быть, уже не к коммунизму».
Дождь
1961 - 1969
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Илья Флярковский, глава видео-отдела: «В детстве любил приезжать к прабабушке в гости. Первый раз в цирк меня повела именно прабабушка. Да и простоквашу она делала отличную».
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин
1963 год
Ахломов Виктор Васильевич
Мари Буренкова, начальник интернет-отдела: «На этой фотографии Карла Буллы живет предвкушение праздника… А впереди страшный 1917, что стало с героями снимка?»
Елочный базар в Екатерининском саду
декабрь 1913
Булла Карл Карлович
Мари Буренкова, начальник интернет-отдела: «"Прорубают проспект Калинина"(нынешний Новый Арбат). Люблю смотреть на старую Москву, на ту, которой больше нет. Время меняется и город меняется вместе с ним».
«Прорубают» проспект Калинина
1957 - 1963
Бальтерманц Дмитрий Николаевич
1/18
Вы посмотрели выставку «Истории про наши любимые фотографии»
Вам понравилось?
20 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
«Теперь мы без яти»
10 октября 1918 года в России была окончательно и официально введена новая орфография. Из алфавита исключены буквы «Ѣ» (ять), «Ѳ» (фита), «І» (и десятеричное), вместо теперь употребляются, соответственно, «Е», «Ф», «И». «Ъ» (твердый знак) больше не пишется в конце слов и частей сложных слов, но сохранился в качестве разделительного знака. Теперь все приставки на «З»/«С» (кроме, собственно, «с-») стали заканчиваться на «С» перед любой глухой согласной и на «З» перед звонкими согласными и перед гласными. В родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание «-аго» после шипящих заменилось на «-его», во всех остальных случаях «-аго» заменилось на «-ого», а «-яго» на «-его», в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов «-ыя», «-ія» – на «-ые», «-ие». Словоформы женского рода множественного числа «онѣ», «однѣ», «однѣхъ», «однѣмъ», «однѣми» заменены на «они», «одни», «одних», «одним», «одними». Словоформа родительного падежа единственного числа «ея» («нея») сменилась на «ее» («нее»). В документах ничего не было сказано об уже практически вышедшей из употребления еще до 1917 года буквы Ѵ (ижица), тем не менее, после реформы она окончательно исчезла из алфавита. На фотографиях нашего архива запечатлены вывески, транспаранты и объявления, написанные на русском языке до орфографической реформы 1917–1918 годов.
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Истории про наши любимые фотографии
Главный национальный праздник страны совпал с днем рождения нашего проекта. По этому поводу – специальная фотовыставка, в которую вошли любимые снимки сотрудников «Истории России в фотографиях».