В рамках реконструкции Москвы создавалось несколько знаковых объектов, которые должны были стать памятниками своей эпохи: существующий на уровне проекта Дворец Советов,
улица Горького,
Реконструкция улицы Горького
1938 год
канал Москва – Волга,
Укладка русла канала Москва – Волга
1934 - 1937
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка
19 августа 1923 - 31 декабря 1923
метрополитен.
Готовый туннель метро
январь 1935
Но если, глядя на грандиозную строительную площадку, было еще сложно представить себе «новую жизнь», то ее воплощение советский человек мог ощутить в метро.
На эскалаторе московского метро
апрель - октябрь 1940
Московский метрополитен никогда не имел только утилитарное значение. Его создатели ставили перед Метростроем более грандиозные задачи.
Иллюминация. Схема метро
1932 год
«Московский метрополитен выходит далеко за рамки обычного представления о техническом сооружении. Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества… », – декларировал Лазарь Каганович 14 мая 1935 года на торжественном заседании, посвященном пуску Московского метрополитена.
Воплощать подобные идеи должны были авторитетные специалисты. Иван Жолтовский (на фото), Иван Фомин, Алексей Щусев, Константин Мельников и др., – представители разных художественных стилей, они создавали новые идеалы.
Академик архитектуры Иван Жолтовский
1942 год
Темы, которые затрагивали авторы в художественном оформлении станций: труд первых метростроевцев (станция «Комсомольская» Сокольнической линии. Панно «В мастерской машиностроительной станции» (художник Евгений Лансере),
спорт (станция «Динамо». Керамические медальоны (скульптор Елена Янсон-Манизер), станция «Маяковская». Мозаичное панно «Прыжок к высоту» (художник Александр Дейнека),
Станция метро «Динамо»
1950-е
тема неба (станция «Маяковская». Мозаичное панно «Чайки», «Прыжок с парашютом» (художник Александр Дейнека),
Станция метро Маяковская
15 апреля 1953
война (станция «Партизанская». Скульптурная группа «Народные мстители», скульптура «Зоя Космодемьянская» (скульптор Матвей Манизер),
триумф русской национальной идеи (станция «Комсомольская» кольцевая. Мозаичное панно «Александр Суворов», «Александр Невский», «Триумф Победы» (художник Павел Корин),
Станция метро Комсомольская
2 февраля 1954
единство России и Украины (станция «Киевская» кольцевая. Мозаичное панно «Дружба русских и украинских колхозников» (художники Александр Мызин, Григорий Опрышко, Александр Иванов),
будни советского человека (станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Панно «Детский сад»; станция «Новокузнецкая». Мозаичное панно «Строители», «Садоводы», «Авиаторы», «Лыжники» (художники Александр Дейнека, Владимир Фролов).
При всем многообразии используемых тем все было подчинено образу новой, будущей жизни. Монументальность построек, роскошь декораций оставляли почти благоговейное ощущение, а изображения людей формировали мифологему «нового человека».
В переходе
1998 год
Так какими были персонажи «золотого века»? Кому принадлежало будущее, строящееся на глазах? Жители социалистической утопии – пышущие здоровьем умиротворенные люди. Особенно отчетливо это можно увидеть по внутреннему убранству станции метро «Площадь Революции».
Под арками-проходами установлено 76 бронзовых скульптур (всего их 80). Это пограничники с собаками, матросы, авиаторы, студенты. Все они значительно больше зрителя, что создает впечатление значительности и мощи каждой из них.
Глядя на всю эту нарядную сказочность и роскошь, реальный человек ощущал себя частью созданного мира. Казалось, без труда можно покорить природу, одолеть врага и найти новых товарищей. Работа представлялась легкой и радостной, тем более что после будет праздник и отдых в окружении «большой семьи».
Установка панно на станции Киевская-кольцевая
19 декабря 1953
Посредством этой иллюзии пространство сооружения несло в себе черты почти сакрального характера. В противовес действительности московский метрополитен давал то самое ощущение новой лучшей жизни, наступившей уже сегодня.
Читатели в вагоне московского метро
1970 год
1/21
Вы посмотрели выставку «Московский метрополитен. Будущее сегодня»
Вам понравилось?
Вам понравилось?
Другие фотовыставки
Московский метрополитен. Будущее сегодня