Сережа Рахманинов рос неуправляемым сорванцом. Ученик младшей группы Петербургской консерватории, он
прогуливал занятия и предпочитал им катание на коньках. Мать Сережи, Любовь Петровна, не смогла справиться с сыном и
обратилась за помощью к его кузену Александру Зилоти, известному
пианисту.
Сережа Рахманинов
1886 год
По совету Александра Зилоти
Рахманинов стал учеником и воспитанником профессора Московской
консерватории Николая Зверева. «Зверята» жили в доме Зверева и учились
совершенно бесплатно при условии соблюдения строжайшей дисциплины. В
результате бывший шалопай превратился в серьезного юношу.
В 1892 году Рахманинов окончил Московскую
консерваторию как композитор. На выпускной экзамен он представил одноактную оперу «Алеко» на сюжет пушкинских «Цыган» и получил за нее
высшую оценку.
Сергей Рахманинов
1892 год
На стене – фотографический портрет Чайковского, перед творчеством и
личностью которого Рахманинов преклонялся. Чайковский оказал поддержку
начинающему композитору при постановке его оперы «Алеко»:
присутствовал на репетициях, а на премьере высунулся из ложи и бурно аплодировал.
Сергей Рахманинов со своей собакой Левко
1897 - 1899
Проводя лето в имении Красненькое своей ученицы Юлии
Крейцер, Рахманинов имел то, чего был лишен в шумной Ивановке –
собственные комнаты для занятий и отдыха в огромном, почти пустом доме,
покой, прогулки в обществе любимой собаки Левко.
Однако
временами в Красненькое также наезжали гости, и в том числе – двоюродная
сестра Наталья Сатина, ставшая женой Рахманинова.
Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин познакомились в 1898 году в
Русской частной опере, куда Рахманинов был приглашен вторым
дирижером, а Шаляпин – солистом. Их дружба продолжалась до
последних дней Шаляпина (он умер в 1938 году, Рахманинов
пережил друга на 5 лет).
Сергей Рахманинов и Федор Шаляпин
1900 год
Триумфальная премьера Второго
концерта для фортепиано с оркестром состоялась 26 марта в Москве,
Сольную партию исполнил Александр Зилоти. Рахманинов посвятил своему
другу и учителю Первый концерт для фортепиано с оркестром и Десять
прелюдий для фортепиано соч. 23.
Сергей Рахманинов и Александр Зилоти
1902 год
Сергей Рахманинов – дирижер Большого театра. 1904 год. По примеру
европейских театров Рахманинов распорядился поставить дирижерский
пульт так, чтобы оркестр помещался перед дирижером, а не за ним, как было
ранее. Оркестр у Рахманинова сопровождал певцов, поддерживал, а не
заглушал их.
Сергей Рахманинов
1904 год
Свою последнюю в Москве квартиру Рахманинов покинул в 1917 году. Весь
свой творческий архив композитор оставил на хранение верной горничной Марине
Шаталиной; с собой он смог увезти только
тетради эскизов,
незаконченную оперу «Монна Ванна», небольшой чемоданчик
и по 50 рублей на каждого члена семьи.
В течение 28-ми лет до своего
отъезда из России Рахманинов проводил летние месяцы в Ивановке. «Туда я
всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую
работу, которой окружающий покой благоприятствует», –вспоминал
композитор.
Великий князь Михаил Александрович и его возлюбленная Наталья
Сергеевна Вульферт (в 1912 году ставшая его женой) были дружны с четой
Рахманиновых. В мае 1911 года Рахманиновы гостили в
князя Брасово Орловской губернии.
Сергей Рахманинов. Калифорния, 1919 год. Рахманинов сфотографирован в
заповеднике гигантских секвой близ Сан-Франциско.
Сергей Рахманинов
1919 год
Сергея Александровича
Жарова, будущего дирижера Хора донских казаков, Рахманинов помнил еще мальчиком, когда тот пел в Синодальном хоре. В Дрездене после
блестящего концерта хора Рахманинов написал Жарову теплое пожелание:
«Много счастья и успеха
великолепному хору».
Сергей Жаров и Сергей Рахманинов
1924 год
Живя в эмиграции, Рахманинов отдавал предпочтение всему русскому:
выписывал русские газеты и журналы, лечился у русских докторов,
приглашал в гости русских
друзей и знакомых. На своей даче в
Клерфонтене, недалеко от Парижа, композитор
встречался с Оскаром
фон Риземаном, своим будущим
биографом.
На даче в Клерфонтене
1930 - 1933
Пианист Владимир Вильшау был старинным другом Рахманинова. После эмиграции Рахманинова он и Вильшау вели
регулярную
переписку – Вильшау
сообщал другу новости московской жизни, а
Рахманинов посылал ему
ноты и грамзаписи своих сочинений и материально поддерживал до конца своей жизни.
В 1930 году Рахманинов приобрел участок на берегу
Фирвальдштетского озера в Швейцарии
и
начал
строительство
собственного дома. Его мечтой было возродить
покинутую
Ивановку.
Как и в своем любимом тамбовском имении, Рахманинов увлекся
хозяйством, выписывал и сам сажал деревья и цветы.
Сергей Рахманинов в имении Сенар
1938 год
Рахманинов не отказывал в помощи никому из русских музыкантов за
границей. Но особенно он опекал своего давнего друга,
композитора и пианиста Николая Метнера, крайне непрактичного в
финансовых делах. Рахманинов устраивал ему контракты, концерты,
помогал в публикации сочинений.
Сергей Рахманинов и Николай Метнер
1938 год
Сергей Рахманинов на своей моторной лодке «Сенар». Швейцария,
1939 год. Страстный любитель техники, Рахманинов приобрел моторную лодку и
носился по Фирвальдштетскому озеру с таким же увлечением, как и на
автомобиле.
Сергей Рахманинов на эстраде. Последний концерт в Люцерне. 11
августа 1939 года.
Рахманинов исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром
Бетховена и свою Рапсодию на тему Паганини – сочинение в тяжелой
предвоенной атмосфере могло восприниматься злободневно.
Сергей Рахманинов с внуками Софьей Волконской и Александром
Конюсом. Сенар. 1930-е годы. Горячо любимые внуки, которых Рахманинов обожал, дарили ему
радость, скрашивали невзгоды и огорчения.
Когда Борис Шаляпин в 1940 году приступил к своему
второму портрету Рахманинова (первый он написал еще в 1929 году), он
старался не отвлекать пианиста от его занятий; только работая над руками
Рахманинова, просил его на короткое время прекратить игру.
Сергей Рахманинов в своем рабочем кабинете в Сенаре. Конец 1930-х. «Здоровье мое сносно! Впрочем, если бы и хуже было – работы бы
не бросил, так как конец работы для меня знаменует конец
жизни» (из
письма Сергея Рахманинова Фекле Руссо, 1939 год).
1/23
Вы посмотрели выставку «Сергей Рахманинов. «Я русский композитор»
Вам понравилось?
Вам понравилось?
Другие фотовыставки
Сергей Рахманинов. «Я русский композитор»
Сергей Васильевич Рахманинов – значительнейшее явление в русской культуре Серебряного века. Имя этого великого композитора, гениального пианиста и талантливого дирижера прозвучало как одно из самых крупных и ярких имен русского искусства. Рахманинову, как и многим его современникам была уготована нелегкая участь изгнанника. Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить.
Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти
свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую
известность.
В жизни Рахманинова было немало судьбоносных встреч. Профессор московской консерватории Николай Зверев, взрастивший гениального музыканта, Петр Ильич Чайковский, ставший для Рахманинова кумиром, его кузен, друг и
учитель Александр Зилоти, близкие родственники, давшие приют бездомному нищему музыканту, верные друзья Федор Шаляпин, Владимир Вильшау и Николай Метнер… Многочисленные сохранившиеся фотографии
позволяют проследить этапы жизненного пути Рахманинова, встречи с выдающимися музыкантами, моменты отдыха и общения с друзьями и близкими.
Журналисты не раз настойчиво спрашивали Рахманинова о его отношении к
родине, которая так жестоко и несправедливо обошлась с ним. И композитор также настойчиво, даже декларативно заявлял: «Я русский композитор, и моя
родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это
плод моего характера и потому это русская музыка».
Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки.