Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Панорама города. Мечеть Калян и медресе Мири Араб, 1920 - 1926, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставки «Добрый путник, войди в славные города Востока», «Старая Бухара на фотографиях инженера Дмитрия Пожарищенского» с этой фотографией.
Ляби-хауз. Ханака Надир-Диван-Беги, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Прохожие на улице, 1926 - 1932, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Трое мужчин у долговой тюрьмы Зиндон, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. На верхней ступени стоит, предположительно, инженер Дмитрий Пожарищенский.Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Комплекс мавзолеев Шахи Зинда. Мавзолей Шади-Мульк-ака (Туркан-ака). Изразцовая декорация портала, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мальчик на фоне орнаментированной глиняной стены загородного дома, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Крытый базар, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Комплекс Боло-хауз. Мужчины набирают воду, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мужчина у колодца, 1926 - 1935, Узбекская ССР. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Городская улица, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Неизвестный у стен мавзолея Шахи Зинда, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мечеть Калян. Намаз, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Арба, запряженная осликом, 1926 - 1935, Узбекская ССР. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Групповой портрет, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Хива. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Регистан. Рынок у стен медресе Шердор, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Вид на мечеть Ходжа Хасан, 1926 - 1929, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Медресе Мири Араб, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Портрет мальчика, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставки «Добрый путник, войди в славные города Востока», «Старый Самарканд на фотографиях инженера Дмитрия Пожарищенского» с этой фотографией.
Городская улочка, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Хива. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Портрет мальчика, 1926 - 1935, Узбекская ССР. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Толпа у стен здания, 1937 год, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Дети у орнаментированной глиняной стены, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставки «Добрый путник, войди в славные города Востока», «Старый Самарканд на фотографиях инженера Дмитрия Пожарищенского» с этой фотографией.
Внутренний двор мечети Калян, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мальчик-водонос, 1926 - 1935, Узбекская ССР. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Зиндан, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мавзолей Шодим-бий, 1926 - 1930, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Чайхана, 1926 - 1935, Узбекская ССР. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
На площади Регистан, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда. Мозаичный купол мавзолея Шади-Мульк-ака, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Хафиз и композитор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов с учениками, 1928 - 1933, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Медресе Шердор, 1933 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мечеть Биби-Ханым, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Медресе Кукельдаш, 1926 - 1927, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставки «Добрый путник, войди в славные города Востока», «Старая Бухара на фотографиях инженера Дмитрия Пожарищенского» с этой фотографией.
Фасад мечети Боло-хауз, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Бухара. Выставка «Добрый путник, войди в славные города Востока» с этой фотографией.
Мальчики около каменной подставки для Корана Лавх во дворе мечети Биби-Ханым, 1926 - 1935, Узбекская ССР, г. Самарканд. Выставки «Добрый путник, войди в славные города Востока», «Старый Самарканд на фотографиях инженера Дмитрия Пожарищенского» с этой фотографией.
Панорама города. Мечеть Калян и медресе Мири Араб. Бухара. 1926–1935 годы.
Панорама города. Мечеть Калян и медресе Мири Араб
1920 - 1926
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Ляби-хауз. Ханака Надир-Диван-Беги. Бухара. 1926–1935 годы.
Ляби-хауз. Ханака Надир-Диван-Беги
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Прохожие на улице. Самарканд. 1926–1935 годы.
Прохожие на улице
1926 - 1932
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Трое мужчин у постройки с куполами. Бухара. 1926–1935 годы.
Трое мужчин у долговой тюрьмы Зиндон
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Комплекс мавзолеев Шахи Зинда. Мавзолей Шади-Мульк-ака (Туркан-ака). Изразцовая декорация портала. Самарканд. 1926–1935 годы.
Мальчик на фоне орнаментированной глиняной стены загородного дома. Самарканд. 1926–1935 годы.
Крытый базар. Бухара. 1926–1935 годы.
Крытый базар
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Комплекс Боло-хауз. Мужчины набирают воду. Бухара. 1926–1935 годы.
Комплекс Боло-хауз. Мужчины набирают воду
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мужчина у колодца. 1926–1935 годы.
Мужчина у колодца
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Городская улица. 1926–1935 годы.
Городская улица
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Неизвестный у стен мавзолея Шахи Зинда. Самарканд. 1926–1935 годы.
Неизвестный у стен мавзолея Шахи Зинда
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мечеть Калян. Намаз. Бухара. 1926–1935 годы.
Мечеть Калян. Намаз
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Арба, запряженная осликом. 1926–1935 годы.
Арба, запряженная осликом
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Групповой портрет. 1926–1935 годы.
Групповой портрет
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Регистан. Рынок у стен медресе Шердор. Самарканд. 1926–1935 годы.
Регистан. Рынок у стен медресе Шердор
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Вид на мечеть Ходжа Хасан. Бухара. 1926–1935 годы.
Вид на мечеть Ходжа Хасан
1926 - 1929
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Медресе Мири Араб. Бухара. 1926–1935 годы.
Медресе Мири Араб
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Портрет мальчика. 1926–1935 годы.
Портрет мальчика
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Городская улочка. 1926–1935 годы.
Городская улочка
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Портрет мальчика. 1926–1935 годы.
Портрет мальчика
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Толпа у стен здания. 1937 год.
Толпа у стен здания
1937 год
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Дети у орнаментированной глиняной стены. Самарканд. 1926–1935 годы.
Дети у орнаментированной глиняной стены
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Внутренний двор мечети Калян. Бухара. 1926–1935 годы.
Внутренний двор мечети Калян
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мальчик-водонос. 1926–1935 годы.
Мальчик-водонос
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Зиндан. Бухара. 1926–1935 годы.
Зиндан
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мазар Гумбас и комплекс Боло-хауз. Бухара. 1926–1935 годы.
Мавзолей Шодим-бий
1926 - 1930
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Чайхана. 1926–1935 годы.
Чайхана
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
На площади Регистан. Самарканд. 1926–1935 годы.
На площади Регистан
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда. Мозаичный купол мавзолея Шади-Мульк-ака. Самарканд. 1926–1935 годы.
Хафиз и композитор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов с учениками. Самарканд. 1926–1935 годы.
Хафиз и композитор Ходжа Абдулазиз Абдурасулов с учениками
1928 - 1933
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Медресе Шердор. Самарканд. 1933–1935 годы.
Медресе Шердор
1933 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мечеть Биби-Ханым. Самарканд. 1926–1935 годы.
Мечеть Биби-Ханым
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Медресе Кукельдаш. Бухара. 1926–1935 годы.
Медресе Кукельдаш
1926 - 1927
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Фасад мечети Боло-хауз. Бухара. 1926–1935 годы.
Фасад мечети Боло-хауз
1926 - 1935
Пожарищенский Дмитрий Николаевич
Мальчики около каменной подставки для Корана во дворе мечети Биби-Ханым. Самарканд. 1926–1935 годы.
1/35
Вы посмотрели выставку «Добрый путник, войди в славные города Востока»
Вам понравилось?
12 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Театр кукол
Кукольное искусство – очень древнее. В его истоках лежат ритуальные мистерии язычников и игры с овеществленными богами. В Древнем Египте существовали ритуалы, во время которых использовались куклы Осириса и других богов. В Древнюю Грецию искусство театра кукол пришло из Индии и Китая. Во времена инквизиции кукольников преследовали, подозревая, что куклы «оживали» в их руках благодаря колдовству. Многих сжигали на кострах. В России первыми кукольниками были скоморохи – бродячие артисты, которые устраивали уличные выступления. Именно для кукольного представления в начале ХVII века были построены первые подмостки. Главным героем кукольных представлений скоморохов был Петрушка. Петрушка был очень озорным и смелым, не стеснялся высмеивать попов, полицию, богатых господ и всех, кто так или иначе притеснял простой народ. В советское время кукольный театр стал одним из любимых развлечений детей.
«Теперь мы без яти»
10 октября 1918 года в России была окончательно и официально введена новая орфография. Из алфавита исключены буквы «Ѣ» (ять), «Ѳ» (фита), «І» (и десятеричное), вместо теперь употребляются, соответственно, «Е», «Ф», «И». «Ъ» (твердый знак) больше не пишется в конце слов и частей сложных слов, но сохранился в качестве разделительного знака. Теперь все приставки на «З»/«С» (кроме, собственно, «с-») стали заканчиваться на «С» перед любой глухой согласной и на «З» перед звонкими согласными и перед гласными. В родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание «-аго» после шипящих заменилось на «-его», во всех остальных случаях «-аго» заменилось на «-ого», а «-яго» на «-его», в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов «-ыя», «-ія» – на «-ые», «-ие». Словоформы женского рода множественного числа «онѣ», «однѣ», «однѣхъ», «однѣмъ», «однѣми» заменены на «они», «одни», «одних», «одним», «одними». Словоформа родительного падежа единственного числа «ея» («нея») сменилась на «ее» («нее»). В документах ничего не было сказано об уже практически вышедшей из употребления еще до 1917 года буквы Ѵ (ижица), тем не менее, после реформы она окончательно исчезла из алфавита. На фотографиях нашего архива запечатлены вывески, транспаранты и объявления, написанные на русском языке до орфографической реформы 1917–1918 годов.
Фотограф Макс Пенсон
С 1917 года Макс Пенсон работал в Узбекистане в Отделе народного образования. В качестве награды «за добросовестный и самоотверженный труд» Пенсон получил от городских властей фотоаппарат и увлекся фотосъемкой. В 1925 году начал заниматься фоторепортажем. Пенсон был зачислен в штат газеты «Правды Востока», его снимки начали публиковаться в центральных журналах и газетах. Уникальность Пенсона состояла в том, что он вошел в первый ряд фотожурналистов Советского Союза, не покидая провинции. В 1936 году состоялась персональная выставка Пенсона при оргкомитете Союза советских художников Узбекистана, а в 1939 году 300 его работ были представлены на выставке в Ташкенте в рамках празднования 15-летия социалистического Узбекистана. В годы Великой Отечественной войны фотограф продолжил работать в газете «Правда Востока», выполнял заказы для ТАСС и московской «Правды». В 1945 году прошла персональная выставка Пенсона в Союзе художников УзССР. Макс Пенсон пострадал в результате кампании по борьбе с космополитизмом: в 1949 году он был лишен лицензии фотографа и уволен. Последние годы жизни он занимался ретушированием своих фотографий. Депрессия от невостребованности усугубилась болезнью, и в 1959 году Пенсон ушел из жизни. Архив негативов Пенсона, который Сергей Эйзенштейн назвал еще в 1939 году «необозримым», содержит около 50 тысяч кадров. Он был чудом спасен родственниками во время ташкентского землетрясения 1966 года.
«Добрый путник, войди в славные города Востока»
Фотографии, сделанные инженером Дмитрием Николаевичем Пожарищенским, во время поездок в Самарканд и Бухару в 20-е и 30-е годы XX века.