Дочери «певца короля Эллинов» Федора Комиссаржевского Вере с детства пророчили будущее оперной певицы. Она и сама об этом мечтала и верила в свое призвание. Но хрупкую и непредсказуемую Комиссаржевскую ждали совсем другие поиски и мечты.
Вера Комиссаржевская
1900-е
Она не училась ни в одной театральной школе и на сцену пришла сравнительно поздно – в 29 лет. Ее первые профессиональные опыты были связаны с театрами в Новочеркасске и в Вильно, где Вера Федоровна в основном играла девочек-подростков и участвовала в водевилях с пением.
Вера Комиссаржевская
1 января 1896 - 31 января 1909
За два сезона в Вильно Комиссаржевская сыграла около ста ролей. «Я имела большой, беспрерывный успех, – писала актриса в одном из писем, – это приятно, но дальше, дальше? Поймите, я никогда не бываю довольна собой, никогда».
Недовольна Комиссаржевская была и своим жалованьем. А учитывая, что в то время сценический гардероб оплачивался из личных средств артистов, им часто приходилось влезать в долги. Понимали это и поклонники. Так после одного из спектаклей актрисе была подарена гигантская роза из дорогой шелковой ткани.
4 апреля 1896 года на столичной сцене Александринского театра состоялся дебют Комиссаржевской в легендарном спектакле по пьесе Зудермана «Бой бабочек». Актриса сыграла юную девочку Рози – роль, ставшую одной из главных в ее репертуаре на всю жизнь.
Александринский театр
1896 - 1897
Как писала Вера Юренева: «Она пришла со стороны, у нее другое кровообращение, другая глубина». «Актриса с каким-то интересным холодком», – говорили про Комиссаржевскую актеры Александринского театра того времени.
Вера Комиссаржевская
1902 год
Сама же Комиссаржевская, впервые стоя на подмостках столичного театра, грустно проговорила: «Какой огромный театр… Мне страшно здесь… Я кажусь себе такой маленькой… И голоса у меня не хватит на такую громаду…»
Вера Комиссаржевская
1900-е
В этом же году, 17 октября 1896 года, состоялась провальная премьера чеховской «Чайки», на которой присутствовал и сам драматург. Антон Павлович покинул зал после второго акта и до ночи бродил по городу, а на следующее утро уехал из Петербурга.
Провал спектакля отчасти объяснялся тем, что поставить его нужно было в очень сжатые сроки – за десять дней. Но чудо все же произошло: второе представление публика приняла прекрасно, успех был неописуемый… Но постановку все равно признали неудачной и после пятого представления сняли с репертуара.
Позже Чехов, в которого Комиссаржевская была влюблена, говорил: «До сих пор я, как сейчас, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в этой роли… Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса…»
Писатель Антон Чехов
1899 год
Спустя четыре года Комиссаржевская жаловалась ему: «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, – последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет. Успех имею при этом огромный и силюсь тщетно понять, в чем же дело».
Вера Комиссаржевская
1 января 1905 - 31 января 1910
Пробовала себя Комиссаржевская и в трагедиях Шекспира. Но все попытки освоить новый для себя сценический язык оказывались неудачными. Провальными были и Офелия, и Дездемона... и даже Снегурочка.
Актриса Вера Комиссаржевская
1900-е
Наиболее достоверно и точно ей удавалось передать только глубоко личное, пережитое, прочувствованное. «Я по природе своей обязательно должна сочувствовать своей героине, – писала Вера Федоровна, – иначе играть не умею. Мне каждую роль надо оросить кровью своего сердца».
Вера Федоровна Комиссаржевская
1907 год
«Душа ее была, как нежнейшая скрипка, – вспоминал Александр Блок, – она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать…»
Александр Блок
1910-е
Всех почему-то удивляло то, что Вера Федоровна была в жизни очень веселая. Она, например, как и Наташа Ростова, любила неожиданные сравнения: «Мережковский скучен, как понедельник, Горький не четный и ни на что не делится. Белому она сказала: "Вы синий и невнимательный"».
Вера Комиссаржевская
1890 - 1909
В 1902 году Комиссаржевская покидает Александринский театр. Ей «становится тесно». Она хочет большего. Она хочет свой театр и с помощью гастролей начинает сбор средств. Поиск денег на воплощение своих идей проходит дальше лейтмотивом через все творческие переживания актрисы.
Открытие Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской состоялось 15 сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа». А 17 сентября актриса впервые вышла на сцену собственного театра в спектакле «Кукольный дом» по пьесе Ибсена. Роль Норы становится ее визитной карточкой.
В 1906 году театр переживает второе рождение – переезжает в новое здание на Офицерской улице. В этом же году Комиссаржевская, в поисках новаторских идей и смелых экспериментов, приглашает в театр молодого режиссера Всеволода Мейерхольда.
Ответ Мейерхольда не заставил ждать: «К услугам Вашим с 1 августа по 4 марта. За все это время 4500 рублей. При пополнении труппы прошу себе совещательного голоса. При разделе работы между режиссерами прошу освобождать меня от режиссуры бытовых пьес старого театра».
Но союз двух гениев продержался совсем недолго. Одной из немногих постановок, которую ждал триумф, была «Сестра Беатриса» Метерлинка. Для Комиссаржевской роль Беатрисы стала ролью-исповедью, обнажившей ее собственную раздвоенную судьбу.
Вера Комиссаржевская – Беатриса
1906 год
В 1907 году из-за нескольких провальных спектаклей и принципиальных творческих разногласий Комиссаржевская увольняет Мейерхольда из театра. Оскорбленный режиссер доводит конфликт до третейского суда, который выигрывает Вера Федоровна.
И снова начинается мучительный поиск себя. Комиссаржевская решает оставить сцену. «Театр в той форме, в какой он существует сейчас, – пишет она, – перестал мне казаться нужным». В это же время, летом 1909 года, у нее возникает грандиозный план – создание школы нового человека.
Андрей Белый приводит ее слова: «Она устала от сцены; она разбилась о сцену; она прошла сквозь театр: старый, новый; оба разбили ее, оставив тяжелое недоуменье; нужен не театр; нужна новая жизнь; и новое действо возникает из жизни: от новых людей; а этих людей еще нет; актера нет: его надо создать…»
Андрей Белый
1903 год
Но мечте о создании школы не суждено было сбыться. В поисках средств актриса снова отправляется в тяжелые, изнурительные гастроли, которые завершились в Средней Азии. В Самарканде несколько актеров труппы заболели оспой. Заболела и Комиссаржевская.
Ее последний спектакль состоялся в Ташкенте 26 января 1910 года. Уже чувствуя подступающую болезнь, она тем не менее вышла на сцену в роли юной девочки Рози в спектакле «Бой бабочек», том самом, с которого начался ее дебют в Александринском театре.
Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте 10 февраля 1910 года в возрасте сорока пяти лет. Все остальные, заболевшие страшной болезнью, выжили. Спустя несколько дней гроб с телом великой актрисы был доставлен в Москву, а затем в Петербург.
На заупокойную службу в петербургском соборе Святого Александра Невского ввиду огромного количества желающих присутствовать на ней распространялись билеты, словно похороны Комиссаржевской были ее последним спектаклем.
Александро-Невская лавра
1860 - 1879
1/27
Другие фотовыставки
Секреты великой актрисы
О Вере Комиссаржевской говорили, что она опередила «Серебряный век», была символом своей эпохи, перевернула представление об актерской жизни, дала много театральных потомков, хотя своих детей у нее не было. Современники наделяли ее громкими эпитетами: «чайка русской сцены», «солнце России», за которыми скрывались постоянная борьба, одиночество и бесконечные поиски своего предназначения. В одном из писем Комиссаржевская делится своим главным секретом этой борьбы: «Помните, как сын царя Салтана, которого пустили в море в засмоленной бочке, в один прекрасный день потянулся в бочке, встал, вышиб дно и вышел прочь. Мне кажется, в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо "потянуться, встать и выбить дно". А если дно окажется крепче головы? Но секрет, вероятно, в том, чтобы не бояться, пока боишься за свою голову – ничего не пробьешь…»