Во время войны с территории СССР было угнано большое количество молодежи в трудовые лагеря. В один из таких попала моя бабушка, Нина Александровна Иванова, ей тогда было 16 лет.
Интересен такой факт, что когда их забирали, разрешили взять с собой личные вещи, одежду. Одна из девушек, что была там, взяла с собой швейную машинку. Потом она подрабатывала, шила на ней заказы, которые ей приносили.
Конечно, там было голодно и трудно, многие умерли. Бабушка работала и на территории Германии, и еще где-то (кажется, в Голландии). И на фабрике, и в фермерских хозяйствах...
В отличие от концлагерей, тут была намного большая свобода. У них даже были выходные дни и многие в это время ходили на дополнительную работу, в основном по дому, за еду.
Помню, мне рассказывали, что бабушка попала в Германию не одна, а со своим родным братом, Колей. Коля попал в другой трудовой лагерь, а потом работал на большой ферме. И его хозяин раз в 1–2 месяца покупал Коле билет на поезд, чтобы тот мог навестить свою сестру.
Большую часть времени бабушка отработала на фабрике (я бы назвала ее сейчас заводом), она работала токарем, вытачивала какие-то мелкие детали. В одном цехе с русскими девчонками работали немцы, французы и испанцы. Французам и испанцам приходили продуктовые посылки из дома и они со всеми делились. Немцы, которые работали в цехе,относились ко всем очень уважительно. А когда под конец войны посылки французам и испанцам перестали приходить, то всех подкармливали немцы.
Бабушка была красавицей и многие в нее были влюблены, у многих, даже немцев, были серьезные намерения жениться. Поэтому каждое утро она находила у себя на станке угощение: какой-нибудь бутерброд или пирожок. Выйти замуж там бабушка не захотела, очень она домой рвалась и скучала.
Бабушка привезла из Германии много подобных фотографий, и групповых, и где она одна или с каким-нибудь кавалером. Но, к сожалению, ничего не осталось. Ревнивый дед их почти все потихоньку извел.
Бабушка рассказывала, что сохранить хороший внешний вид, здоровье, даже приветливость – это было делом жизни и смерти. Ведь немцы приходили и выбирали желающих поработать дополнительно только из здоровых, опрятных и жизнерадостных девушек. А как же иначе? Ведь их в дом пускали. Вот поэтому девушки и старались изо всех сил. А нет приработка – нет и еды. А работа была самая разная. Иногда дрова заготовлять или на скотном дворе надрываться, а иногда просто выдадут чистую тряпку и попросят пыль в доме протереть.
На фото Нина Александровна в темном сарафане и светлой блузке с руваком-фонариком, стоит рядом с женщиной в клетчатом платье.
Фотография из архива Ольги Павловны Карелиной.