Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Сибирские казаки Степного края, 1909 год, Степное генерал-губернаторство, Семипалатинская обл.. На снимке из альбома Н. Г. Катанаева (сына полковника Г. Е. Катанаева, председателя войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска в 1890–1907 годах ) изображена группа сибирских казаков с Иртышской линии. Именно такие же сибирские казаки из Семипалатинска, Усть-Каменогорска, а также из алтайских станиц заселяли Семиречье в 1840–1850 годах и образовали первые семиреченские станицы. В 1860–1880-х годах все иные казачьи поселения в крае были образованы этими первыми сибирскими поселенцами.                                          Снимки из альбома «Сибирские казаки на службе и дома», экспонировались на 1-й Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 году. Фотосъемка была проведена на Иртышской и Пресногорьковской линиях Сибирского казачьего войска.

Сибирские казаки Степного края

Дата съемки: 1909 год

На снимке из альбома Н. Г. Катанаева (сына полковника Г. Е. Катанаева, председателя войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска в 1890–1907 годах ) изображена группа сибирских казаков с Иртышской линии. Именно такие же сибирские казаки из Семипалатинска, Усть-Каменогорска, а также из алтайских станиц заселяли Семиречье в 1840–1850 годах и образовали первые семиреченские станицы. В 1860–1880-х годах все иные казачьи поселения в крае были образованы этими первыми сибирскими поселенцами.

Снимки из альбома «Сибирские казаки на службе и дома», экспонировались на 1-й Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 году. Фотосъемка была проведена на Иртышской и Пресногорьковской линиях Сибирского казачьего войска.

10 комментариев
Ушаков Александр Юрьевич 07.10.2023 16:24
Семиреченское казачье войско было образовано в 1867 г. на основе двух полковых округов Сибирского казачьего войска - 9-го и 10-го (9-й полк штаб-квартира – форпост Антоньевский, 10-й полк штаб-квартира – крепость Бийская)
История России в фотографиях 09.10.2023 14:18
Александр Юрьевич, спасибо за Ваш комментарий!
Ушаков Александр Юрьевич 23.11.2023 21:48
"Таковъ былъ сибирякъ-казакъ у себя на родинѣ, - такимъ онъ явился и въ Семирѣчье, и Заилійскій край. Но Сибирское казачье войско, со своимъ сравнительно рѣдкимъ населеніемъ, - одно не могло колонизировать такую обширную страну, а потому пришлось прибѣгнуть, въ этомъ отношеніи, къ помощи сибирскихь крестьянъ - людей, уже "видавшихъ виды ", - так писал казачий историк Леденёв Н.В. в 1908 г.
Ушаков Александр Юрьевич 16.12.2023 16:07
Церковный историк О. Ходаковская пишет: "Приход русских отвечал жизненным интересам казахов. Большой орды, кочевавших в северной части Семиречья и лишь номинально находившихся под властью китайского богдыхана. В русском штыке они видели единственную защиту от кокандцев, беспощадно их истреблявших. В 1847 г. земли Большой орды вошли в состав учреждённого Алатавского округа. В 1854 г. российское правительство основало у подножья Заилийского Алатау укрепление Верное. В 1860–1862 гг. были взяты штурмом кокандские крепости на западе Семиречья − Токмак, Пишпек и Мерке, а в 1867 г. присоединены земли вокруг озера Иссык-Куль. В том же году образована Семиреченская область, а укрепление Верное получило статус города и областного центра. Русское подданство приняли все казахские роды. Семиречье стало окончательно российской территорией. Область начала заселяться сибирскими казаками и крестьянами. В приказном порядке люди поднимались с насиженных мест и нехотя двигались в неизведанные малозаселённые земли. Они обживались по необходимости и создавали первые русские поселения − станицы. (Поначалу всех записывали в казачье сословие). Добровольцы из центральной России потянулись на плодородные орошаемые земли Семиречья после окончательного установления мира в крае. Инициатором крестьянской колонизации и главным деятелем по благоустройству новых селений стал первый военный губернатор Семиреченской области и наказной атаман Семиреченского казачьего войска генерал Г.А. Колпаковский. Казаки на мужскую душу получали надел в 30 десятин, крестьяне − в 10 десятин. Семиреченская десятина была щедрой, − давала до 200 пудов пшеницы"
История России в фотографиях 20.12.2023 12:39
Ушаков Александр Юрьевич, спасибо!
Ушаков Александр Юрьевич 22.04.2024 18:20
Исследователь Сибири Н.М. Ядринцев в своей работе: "Сибирь как колония" (1882 г.) писал: "Смешение и перерождение на Востоке совершалось двумя путями: при посредстве кровного родства и примеси к русской народности инородческою элемента, а также вследствие воспринятая самими инородцами русского языка, образа жизни, смешения с русскими, а затем полного слития и исчезновения среди русской народности. Такое смешение происходит на Востоке с очень давнего времени, под влиянием различных исторических обстоятельств. Оно началось немедленно по завоевании Сибири, может быть, потому, что как завоеватели, так и завоеванные в ту эпоху стояли на довольно близком уровне культуры и развития. Происхождение большей или меньшей массы такого смешанного населения в Западной Сибири по географическим и историко-географическим условиям было неизбежно. Просматривая даже немногие сибирские акты первой половины XVIII века, мы и в них находим довольно указаний на ближайшее и непрерывное бытовое общение и физиологическое смешение русских с азиатами, в особенности с татарами, киргизами и калмыками. Калмыцкие, бухарские и киргизские купцы постоянно приезжали с товарами в Тобольск и Ирбит, разъезжали и проживали по другим сибирским городам и по деревням партиями человек по 170 и более, имели здесь своих дружков. Многие из них селились в сибирских городах и деревнях, принимали русскую веру и женились на русских. По словам Миллера, «многие из бухарского народа поселились в сибирских городах». Сибирские казачьи команды нарочно отправляются в улусы или юрты калмыцкие и киргизские, чтобы, по словам актов, захватывать в полон калмыцких и киргизских баб, девок и ребят, и сибирская губернская канцелярия «взятую добычу людей отдавала им в раздел». Многие русские покупали киргизских и калмыцких девушек и мальчиков; нередко сами урянхайцы или калмыки дарили русским старшинам и сержантам близлежащих сибирских крепостей «баб и девок и ребят калмыцких, круглых сирот», особенно в голодные годы. Таким образом, в состав населения западносибирских городов и деревень непрерывно прибывали калмыки, киргизы и другие инородцы, которые, принимая русскую веру и женясь на русских женщинах, постепенно русели: одни из них находились в услужении и на работах у своих хозяев, другие обучались разным ремеслам и записывались в цехи и т. п. Такой способ обрусения калмыков и других племён утверждён был Высочайшим указом от 16 ноября 1737 г. Русские, в свою очередь, женились на киргизках, калмычках и других. С другой стороны, и в самые центры поселений или кочевьев сибирско-азиатских племён невольно вносился больший или меньший контингент русского племени и тем способствовал образованию и выделению обруселых поколений. Русские частью попадались в плен, а частью и сами добровольно уходили в кочевья калмыков и киргизов и там нередко женились. Так, например, в кошах калмыцких находились, между прочим, русские яицкие казаки, женатые на калмычках. Иногда беглые русские солдаты укрывались у киргизов и женились на киргизских женщинах. У калмыцких родоначальников, зайсанов или нойонов, русских пленных находилось человек по 25; некоторые были мастерами, устраивали заводы для плавки серебра, меди и литья пушек. Ещё больше, кажется, было русских женщин в плену у калмыков и киргизов. Вообще, по свидетельству исторических актов, с начала XVII века славяно-русская народность в Западной Сибири более или менее подвергалась непрерывному и продолжительному смешению с местными азиатскими племенами, и особенно с вогуличами, остяками, татарами, калмыками и киргизами. Уже в первой четверти XVII века физиологическое смешение первых русских колонистов с азиатскими племенами до того усилилось. что московское высшее духовенство находило нужным прекратить или ограничить этот естественно-исторический организационный процесс. Точно так же в первой половине XVIII века митрополиты тобольские нередко вопияли против такою же беззазорного смешения русских с женщинами вогулицкими, остяцкими, татарскими, калмыцкими и киргизскими. И вот вследствие такого физиологического смешения с разными сибирскими азиатскими племенами славяно-русская народность и в западносибирском русском населении, естественно, более или менее подверглась некоторым изменениям в самом своем физическом типе, усвоила некоторые признаки или оттенки физического очертания татарского, киргизского, калмыцкого, остяцкого и вогульского. Русские колонисты, при их малочисленности в сравнении с туземным якутским населением, неизбежно и невольно должны были утратить свою национальную самобытность и устойчивость, и во всём, заодно с якутами, подчиняться местным физико-географическим и этнологическим условиям. И вот они почти совершенно слились с якутами, объединились с ними брачным смешением и образовали своеобразную, смешанную якутско-русскую народность. Черта лица и всего физического строения русского или обрусевшего и смешанного якутско-русского населения почт вполне усвоили признаки племенного типа якутов. В юго-восточной Сибири, говорят известия сибирского отдела, в верховьях Ангары до Братского порога, особенно в верховьях Лены до р. Илги, по р. Иркуту, в окрестностях Байкала и во всём Забайкалье до Амура, славяно-русская народность подверглась не менее заметному и. кажется, ещё более типичному видоизменению в физическом строении. Здесь в изменении её главным образом действовали не столько физико-географические, сколько этнографические условия, не столько климат, почва или вообще физическая экономия края, сколько физиологическое смешение славяно-русской народности с монголо-бурятским и отчасти тунгузским племенем. Самое характеристическое явление в этнографической организации восточносибирского населения представляют так называемые «ясачные». Это крещёные буряты, женившиеся на русских женщинах или иногда на крещёных бурятках и живущие особыми дворами или селениями, отделёнными от бурятских улусов. Они частью поселены в особых селениях или деревнях, частью рассеяны по русским селам, деревням и даже городам. Во многих русских селениях половина жителей состоит из русских крестьян, а другая половина — из обруселых бурят или ясачных. Эрмаи также описывает, как замечательную местную этническую особенность, почти повсеместное распространение в русском населении города Иркутска и Забайкалья монголо-бурятского типа. В самом городе Иркутске, не только в простонародье, но и в среднем сословии, он встречал множество лиц, как мужчин, так и женщин, которые поражали его своим монголо-бурятским обликом. А в Забайкальской области он сплошь и рядом видел мещан, купцов и особенно крестьян и казаков, почти совершенно обурятившихся по наружности, языку и быту. Доктор медицины Шперк, долго занимавшийся медико-топографическими исследованиями и наблюдениями в Восточной Сибири, в забайкальских казаках также заметил сильное изменение русской народности под влиянием бурятской крови. "Забайкальский казак, — говорит он, — это смесь русского выходца с забайкальским бурятом; в наружности бурятский тип даже значительно преобладает: кровная помесь с бурятами имела влияние и на черты лица, и на всё физическое строение тела, и на самую психическую сферу забайкальских казаков. Точно такие же типы образуются от помеси с тунгусами, коряками около Охотска, с березовскими остяками, киргизами и т.л. Все эти помеси носят общий характер монгольского или финского типа; в Западной же Сибири подобный отпечаток в физиономии называют калмыковатостью. В казачье войско Западной Сибири входило много различных рас в виде выкрещенных пленников; кроме сибирских инородцев, на семипалатинский рынок привозились на продажу рабы из каракалпаков, бухарцев, индийцев и проч. Поэтому у сибирских казаков нет общего типа, как, например, у уральских; в сибирском войске замечается необыкновенное разнообразие, и, по словам одного наблюдателя, можно и теперь ещё узнать чисто русскую кровь по широкому и крутому лбу — таковы фамилии, происшедшие от драгун, записавшихся в казаки, и от малолетков. Есть типы необыкновенно красивые, может быть, происходящие от бухарцев; но много широкоскулых физиономий, обличающих монгольское происхождение; последние, кажется, преобладают. Встречаются иногда странные типы: так, один тип подходил вполне под описание гунна, приведённое Миль-Эдвардсом; другой тип напоминал китайца до такой степени, что казаки звали его «чюрчют» (по-киргизски — китаец). При смешении русским передаются инородческие черты: узкоглазость, небольшая скуластость, смуглый цвет лица и волос; зато инородцы получают русские черты, смягчающие резкие отступления низшей расы. Смешанный тип так распространён в Сибири, а в некоторых местах, при недостатке великорусскою чистого населения, достиг даже такого господства, что чистый великорусский тип считается за нечто исключительное и также получил местную кличку «маганый». Маганый — это белокурый пришелец с великорусским типом, противоположность метису-карыму. Когда хотят их отличить, говорят: «Это маганый, это — карым». Сибирская девушка говорит, например: «Я не люблю маганого, я люблю карыма".
История России в фотографиях 25.04.2024 13:13
Алек­сандр Юрье­вич, спа­си­бо за Ваше до­пол­не­ние!
Ушаков Александр Юрьевич 09.08.2024 18:53
На этом снимке Н.Г. Катанаева изображены старики Пресногорьковской станицы Сибирского казачьего войска из серии: "Типы строительства в станицах Сибирского казачьего войска. 1909 г."
История России в фотографиях 12.08.2024 14:59
Ушаков Александр Юрьевич, предыдущее описание убрать получается? "На снимке из альбома Н. Г. Катанаева (сына полковника Г. Е. Катанаева, председателя войскового хозяйственного правления Сибирского казачьего войска в 1890–1907 годах ) изображена группа сибирских казаков с Иртышской линии. Именно такие же сибирские казаки из Семипалатинска, Усть-Каменогорска, а также из алтайских станиц заселяли Семиречье в 1840–1850 годах и образовали первые семиреченские станицы. В 1860–1880-х годах все иные казачьи поселения в крае были образованы этими первыми сибирскими поселенцами. Снимки из альбома «Сибирские казаки на службе и дома», экспонировались на 1-й Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 году. Фотосъемка была проведена на Иртышской и Пресногорьковской линиях Сибирского казачьего войска". И поменять на название: "Старики Пресногорьковской станицы Сибирского казачьего войска". В описании из серии: "Типы строительства в станицах Сибирского казачьего войска. 1909 г."
Ушаков Александр Юрьевич 14.08.2024 13:20
Оставьте, пожалуйста, как есть
Написать комментарий