Место съемки
Место съемки на карте
Семиреченская обл., Верненский у., г. Верный
Теги
Вид города Верного
7 комментариев
Ушаков Александр Юрьевич 07.10.2023 14:37
По утверждению современных алматинских краеведов на снимке изображен вид Больше-Алматинской станицы - исторического ядра нынешнего города Алма-Аты
Ушаков Александр Юрьевич 08.10.2023 16:53
Названия городов и других населенных пунктов склоняются ВСЕГДА, есть при них слова "город", "село" или нет. Правильно: в городе Москве, в городе Санкт-Петербурге. Надо вместо "Вид города Верный", исправить на "Вид города Верного".

История России в фотографиях 09.10.2023 14:13
Александр Юрьевич, спасибо за Ваше уточнение!
Ушаков Александр Юрьевич 04.03.2024 12:03
Полковник Генерального Штаба Л.Ф.Костенко в своём труде "Туркестанский край" (1880 г.) писал: "По занятии нами Заилийского края в 1853 году, с целью упрочения русской власти над Большою Ордою, в следующем; 1854 году, было заложено укрепление Верное, на том месте, где в средние века был город Алматы, т. е., Яблонный, известный по всей торговле и служивший станциею на большой дороге, по которой, между прочим, ходили генуэзские купцы в Китай. Укрепление Верное сперва было центром управления Алатавского округа, подчинявшегося военному губернатору Семипалатинской области; но с учреждением Туркестанского военного округа, укрепление было сделано областным городом Семиреченской области и стало называться городом Верным. Туземцы и многие русские называют Верный по старинному - Алматы. Верный лежит на ровной, песчано-глинистой местности, у самой подошвы Заилийского Алатау, по речке Алматинке. Алматинка берёт начало в необыкновенно живописной местности, в горах, и течёт весьма быстро, с шумом и пеной по дну, сплошь устланному крупными камнями. По выходе из гор, река, хотя и течёт по ровной местности, но сохраняет прежнюю быстроту и свойство дна. Верный лежит на высоте 2,500 футов над уровнем моря и пользуется тёплым и здоровым климатом. Летние жары доходят в тени до 30°. По замечанию обывателей, верненский климат суровеет с каждым годом. Прежде зимние холода были сноснее, да и снег держался лишь по нескольку дней; в последние же годы зимы стали устанавливаться русские, месяца на три. Нет сомнения, что и тут истребление лесов в окрестностях города приносить известную долю вредного влияния. В Алатавских горах растёт в наибольшем изобилии ель; затем в гораздо меньшем количестве произрастают яблони, урюк, джида, ясень, арча и даже берёза. Город Верный состоит из следующих частей: Алматинской станицы (старая часть города), Алматинского выселка, Татарской слободки, и из Нового, или собственно города, возникшего с начала 1870-х годов. Последний состоит в значительной степени из каменных, или, вернее, кирпичных зданий, тогда как старые части города выстроены исключительно из елового леса. Как старый, так и новый город распланированы правильно. Улицы прямые, ровные и широкие, в большинстве случаев усаженные (хотя довольно жидко) деревьями. При домах зачастую разведены садики. Деревянные дома Верного, имеющие вид русских изб с деревянными крышами, почти все холодны, вследствие того, что, во-первых, они законопачиваются не мхом, а сеном, которое частью выгнивает, частью растаскивается птицами, почему в стенах постоянно образовываются щели, и во-вторых, деревянные полы и потолки, ссыхаясь, дают трещины, который также
пропускают холод. Кроме того, жители не знают употребления двойных рам на зиму. Город Верный замечателен разнообразием своих обитателей. Большинство населения составляет казачье сословие - коренные поселенцы; затем следуют малороссияне, пришедшие недавно
и населившие особую слободку, к югу от города. К числу переселенцев следует отнести незначительное количество чуваш, мордвы, черемисов и других племён с Поволжья. Кроме того, Верный населяют татары, живущие в отдельной слободке; сарты - пришельцы из других городов Туркестанского округа (Аулие-Ата, Чемкента, Ташкента и Кокана), а также и из кашгарских владений; киргизы, принимающие полуосёдлый
быть; калмыки, пришедшие из Кульджи после китайского погрома
в 1864 году; многие из них приняли христианство;- они употребляются в Верном преимущественно, как чернорабочая сила; китайцы, приходящие сюда из Небесной Империи по торговым делам. Наконец, - евреи, тоже живущие торговлею".

История России в фотографиях 05.03.2024 11:18
Александр Юрьевич, спасибо за дополнение.
Ушаков Александр Юрьевич 02.05.2024 16:08
Журналист Артём Космарский в статье "Колониальное озеленение" (2019) пишет: "Как Российская империя использовала зелёные насаждения для колонизации Средней Азии, зачем в центре государства леса вырубали, а на окраине – сажали, и как фотографии яблонь и пшеничных полей семиреченских сёл делали Туркестан русским, рассказывает в своём исследовании историк Дженифер Китинг. Ярким примером «зелёной колонизации» стал Верный (будущая Алма-Ата), отличавшийся от других центров русского Туркестана, Ташкента и Самарканда более мягким климатом, а также более скромной численностью населения (всего 23 тысячи в 1897 году). Уже вскоре после официального основания города чиновники и архитекторы сочли Верный идеальным местом для «зелёного строительства» и потребовали от каждого домовладельца высадить не менее 20-ти декоративных деревьев. Акации, тополя, дубы, клёны, вязы и берёзы покрыли придомовые участки и выстроились вдоль улиц. Местный лесовод Эдуард Баум распорядился засадить деревьями огромный участок (315 гектаров) под Верным – этот лес сохранился и по сей день. Также он открыл несколько питомников – источников местных и импортных растений для садоводов и лесоводов со всего Туркестана. Питомники стали звеном общеимперской экономики растений: торговцы семенами и саженцами в Санкт-Петербурге зарабатывали немало денег, продавая их городским властям и частным лицам в Верном, а оттуда растения расходились по всему Семиречью. У активного озеленения были как практические, так и идеологические причины. Растительность считалась обязательным условием хорошего санитарно-гигиенического состояния города, источником так необходимой в жаркие дни пешеходам тени, наконец, после разрушительного землетрясения 1887 года все новые дома в Верном советовали строить из дерева. В городских садах местные жители могли гулять, отдыхать и общаться друг с другом. Однако ещё важнее, по мнению историка, была связь с «домом». Путешественники, попадавшие в Верный, не жалели слов, описывая город как цветущий русский или, точнее, сибирский, совершенно контрастирующий со всеми соседними городами (американец Е. Шуйлер, 1877 г.). Зелень, особенно привычные берёзы и клёны, наряду с архитектурой и обликом населения делала Верный русским городом. Даже в знаменитом трёхтомнике «Азиатская Россия», выпущенном перед Первой мировой, на аэрофотоснимках Верного практически отсутствуют памятники архитектуры или бурная городская жизнь – зрителя поражают именно изобилием растительности. Не менее ярким образцом русского ландшафта стали крестьянские поселения Семиречья и Сырдарьи. Первые деревни казаки основали ещё в 1840-1860-х годах, а к 1911 году число русских сёл в Туркестане дошло до 326. Климат и почвы Семиречья не благоприятствовали выращиванию хлопка – вместо него сажали пшеницу, рожь, ячмень, овёс, а также картофель, дыни, виноград, яблони и помидоры. Численность крестьянских переселенцев из России не превышала 250 000 человек, но для государства они выступали важнейшим символом колонизации и вообще освоения Средней Азии. Неудивительно, что семиреченские и сырдарьинские деревни часто фигурировали на страницах множества книг, журналов, брошюр и путеводителей. Заказчиком такой продукции выступало Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) – детище премьер-министра Петра Столыпина, помогавшее крестьянам с запада империи и центральных районов перебраться в Сибирь и Туркестан. Средняя Азия показывалась в этих текстах не просто пустынной территорией (о местных жителях, особенно кочевниках, старались не упоминать), а настоящей страной райского изобилия. На фотографиях дети играют на зелёных улицах, мужчины собирают богатый урожай и позируют перед камерой в садах с яблоками в руках. К 1907 году тираж таких брошюр превысил сто тысяч экземпляров – они демонстрировали потенциальным переселенцам счастье и богатство жизни в русском Семиречье, и фотографии действовали на неграмотных в большинстве своем крестьян сильнее, чем описания типов почвы, сельскохозяйственных культур и т.п. Возник канонический стиль изображения туркестанских поселений, где на все лады подчеркивалась связь между озеленением, русскими переселенцами и землей империи".

История России в фотографиях 06.05.2024 12:20
Александр Юрьевич, спасибо.