Место съемки
Место съемки на карте
Семиреченская обл., Джаркентский у., выселок Охотничий
Теги
Семиреченские казаки в горах Тянь-Шаня
6 комментариев
Ушаков Александр Юрьевич 24.02.2024 13:24
Казачий историк Леденёв Н.В. в 1908 г. писал: "В 1872 году основаны и отчасти заселены выселки Охотничий и Подгорный. Ядро их населения составили казаки Алматинской и Софийской станиц. Выселок Охотничий расположен в долине реки Текеса, на притоке его Нарын-Коле, у подножья исполинской горной цепи Тянь-Шань, в местности, славившейся тогда охотой на разного зверя, почему и выселок получил название Охотничьего".

История России в фотографиях 26.02.2024 13:09
Александр Юрьевич, спасибо за Ваше дополнение!
Ушаков Александр Юрьевич 26.02.2024 16:58
Тэк - сибирский горный козёл, или центральноазиатский каменный козёл (лат. Capra sibirica), — вид парнокопытных из рода Горные козлы, обитающий в горных регионах Азии. Подвиды: 1) Алайский тэк (Capra sibirica alaiana Noack), рога длинные и толстые, носовые кости удлинённые. Окраска тёмная. Встречается на большей части Тянь-Шаня и на Памиро-Алае; 2) Киргизский тэк (Capra sibirica formozovi Zalkin). От предыдущего подвида отличается отсутствием в зимнее время у самцов светлого седловидного пятна. Ареал — западный Тянь-Шань, Таласский Алатау. Слово "тэк", "теке" переводится с казахского и киргизского языков - "козёл".

История России в фотографиях 29.03.2024 14:04
Александр Юрьевич, спасибо за Ваше дополнение!
Ушаков Александр Юрьевич 27.04.2024 14:38
После окончания гражданской войны в Семиречье весной 1920 г., ухода белых войск в Китай и переноса казачьего сопротивления на приграничную китайскую территорию - Синьцзян, борьба семиреченских казаков за свои права с советской властью не была прекращена. Известно дело подпольной организации полковника Бойко (подпольная казачья организация в Верном в начале 1920-х гг.), разгромленной органами местного ЧК. Однако, и в конце 1920-х - начале 1930-х гг. казаки предпринимали шаги по отстаиванию своих прав. Уместно привести ряд архивных документов тех лет, характеризующих эту, уже вполне легальную, борьбу в Семиречье:
1) "Лично. Секретно. Тов. Сталину. Сообщаю для Вашего сведения выписки из сводки отчёта Джетысуйского ГООГПУ, указывающие на весьма нездоровые взаимоотношения центра с органами Казакстана. Как известно, Семиречье приводится, как область, где национальные отношения обострены и существует утвердившееся мнение о засилье местных органов власти и местного населения над пришлым. Результатом какой информации является такое мнение ярко показывает дело «автономистов», разоблаченных ГПУ. Оно показывает, как осторожно нужно относиться ко всяким жалобам, буквально затопляющим приёмную М.И. Калинина и Федкомзем и ко всяким ходокам из Джетысу. Показывает, как фабрикуются эти жалобы. Жертвой отъявленных белогвардейцев, кулачья и т.п. колонизаторского сброда, ещё имеющегося, к сожалению, на окраинах, сделались некоторые товарищи из Президиума ВЦИК и главный «информатор» Президиума по вопросам Джетысу тов. Серафимов, Бедрин, Проказин, Егошкин – бывшие белогвардейцы, кулаки, создали целую контрреволюционную организацию, которая работала на месте, имела своих уполномоченных, пыталась на перевыборах овладеть советским аппаратом, с другой стороны, имела доступ к Москве, проводила определённые решения Президиума ВЦИК в свою пользу: отмена землеустройства г. Алма-Аты, решение об образовании русской административной или автономной единицы. Действовали очень тонко и умело, причём отношение трудового крестьянства и казачества, бедноты к выдвинутым ими вопросом было отрицательное. Имели они руку в админ.комиссии ВЦИК в лице юрисконсульта Муравьёва, использовали во всю т. Серафимова, который в пылу борьбы с местными работниками допустил много необдуманных шагов, вроде советов казакам побольше подавать жалоб, особенно по земельному вопросу. Имели конспиративную квартиру в Москве. Главные виновники в феврале сего года арестованы. Настоящее дело по моему мнению должно послужить уроком на будущее и в работе Президиума не следует допускать скороспелых решений и больше доверять местным органам власти. Приложение: выписка из сводки отчета Джетысуйского ГООГПУ. 19/IV 1926 г. Санжар Асфендиаров.
2) Сводка отчёта Джетысуйского ГООГПУ сентября 1925 г.
«...В июле месяце 1925 года казаками Большой станицы и выселка Тастак была послана в Москву делегация с жалобой на проводимый в Джетысу порядок землеустройства, имеющей своей целью исходатайствование распоряжения о пересмотре порядка землеустройства и отделения этих станиц от города. Делегация эта состояла из казаков Большой станицы Бедрина и Варагушина, первый крупный кулак, бывший пом. атамана... был осужден в свое время и заключен в концлагере. В начале сентября эта делегация из Москвы вернулась и 13 сентября в выс. Тастак состоялось собрание казаков Большой станицы из Тастака, на коем присутствовали представители станиц – Талгарской, Иссыкской, Каскеленской. На собрании этом, созванном по инициативе бывшего контрразведчика Егошкина Якова, Бердин и Варагушин сделали доклад о своей поездке, в докладе указали, что ВЦИК дал им обещание пересмотреть их вопрос и решить в их пользу, за тем следовали призывы к объединению казачества для того, чтобы добиться восстановления его в полном объёме всеми вытекающими отсюда последствиями, в конце, по предложению Варагушина, собравшиеся за казачество прокричали «ура». После этого в Тастаке 20-27 сентября состоялись собрания, аналогичные указанным, вместе с тем добавлением, что на них разбирались организационные вопросы, как то: посылка новой делегации, сбор средств и т.д. В процессе разработки установлено, что главными инициаторами этого движения являются – Егошкин, Бедрин и Варагушин, затем Тастакские «активисты», братья Тополёвские и Семёнов, перед каждым собранием в Тастаке у кого-либо из первых трёх на квартире происходили совещания, на которые намечается план работ определённо направленный к восстановлению казачества против Сов.власти, для чего им используются вопросы землеустройства, помимо того выявляется тенденция к восстановлению казачества, в объёме применительно к прошлым временам. Эта тенденция Бедриным, Варагушиным проводится среди казачества путём «подогревания» сословного самолюбия, причём ими указывается, что они посетители Дон и донцам пришлось добиться «автономии» для посылки Бедрина в Москву, производится сбор средств, для чего выделены сборщики, намечено собирать по 2 руб. с каждого казака, начиная с 18-ти летнего возраста, собрано уже 750 рублей. Эта группа не останавливается только на казаках и намеревается привлечь к участию в этом движении, вернее в поддержке этого движения крестьянства, какой идеологической базе они думают подвести к участию крестьянства в этом движении, ещё не выяснено. В связи с этим движением, с которым нужно отметить, принимает участие наиболее зажиточная часть казачества /беднота относится пассивно/ среди казаков Алма-Атинского уезда начинает усиливаться враждебное отношение к коренному населению, в связи с чем заметно усиление роста национального антагонизма между коренным населением и русским. Вместе с тем заметно усиление разного рода провокационных слухов о скором перевороте, падении Сов.власти и т.д.
3) Сводка отчёта октября 1925 года.
«В первых числах октября с/г. на объединённом собрании казаков Больше-Алма-Атинской и Мало-Алма-Атинской станицы и выселка Тастак было постановлено произвести дополнительные сборы денег для вторичной поездки в Москву. Инициатором данного собрания были: Бедрин Павел Николаевич, кулак Больше-Алма-Атинской станицы, Варагушин Александр Иванович той же станицы, Егошкин Яков Иванович – белогвардейский вахмистр, контрразведчик Семиреченского казачьего войска и Катунцев Степан Григорьевич, кулак ст. Иссык, бывший белогвардейский вахмистр. 4 октября в Мало-Алма-Атинской станице был избран делегатом для поездки в Москву казак Проказин Александр, бывш. белогвардеец, того же числа от Больше-Алма-Атинской станицы и выселка Тастак делегатом для поездки в Москву с поручением от общества возбудить вторично ходатайство через ВЦИК, как о возвращении отобранного имущества и земель, а также о выделении Семиреченского казачества в автономную единицу по примеру Донского, Терского, Кубанского и Оренбургского казачества. Посылка Бедрина в казачестве делегата вызвалась той же необходимостью, что таковой при первой поездке в Москву завёл знакомство, а также завербовал для ведения всех дел юрисконсульта Административной Комиссии ВЦИК т. Муравьёва».
4) Сводка отчета за октябрь-ноябрь 1925 года.
«Выехавшая делегация в Москву в лице Бедрина, Проказина договорилась с Егошкиным и Варагушиным о том, чтобы последние всю корреспонденцию направляли по намеченному ими заранее конспиративному адресу... Оставшиеся в Б. станице Егошкин, Варагушин и др. ведут усиленную кампанию за объединение казачества, в том числе и казачество Северных станиц, для чего ими выделены специальные уполномоченные лица. Кроме того – Егошкиным рассылаются письма с призывом принять в начатом ими деле казаков Лепсинского и Талды-Курганского уездов, как, например: 15 октября с/г. Егошкиным было послано письмо в ст. Лепсинскую на имя своего сослуживца по белой армии Старицына К.И. – белогвардейского коллежского регистратора. В этом письме Егошкин указывает на всё пережитое и переживаемое ими под гнётом Советской власти... Всё казачество окончательно заела так называется «Восточная политика» и самоопределение народов, благодаря которому всему казачеству пришлось лишиться своих хозяйств, заимок, земель, садов... Второе письмо Егошкин пишет в станицу Карабулак на имя Шаталова А.И., известного кулака, и настаивает выдвинуть делегатов для поездки в Москву с жалобой на действия местных властей... Тот же Егошкин, приступив к созданию сети уполномоченных от казачьих станиц..., уполномоченные эти выдвигаются исключительно их кулаков и бывш. белогвардейцев... усилилась агитация о том, что местные власти творят беззаконие и что в советы необходимо избирать исключительно своих людей... Ведётся агитация о скором падении Советской власти и разжигании национальных противоречий между русским и туземным населением. 24 ноября Егошкин получил письмо от Бедрина из Москвы, в котором сообщает, что их вопрос скоро будет решён... Он указывает, что скверно будет, если вопрос разрешиться не в их пользу».
5) Сводка за декабрь 1925 года.
Выступавший с докладом Проказин подробно осветил вопрос о поездке в Москву... высказал надежды на благополучный исход решений центра по их жалобам. Тут же Проказин прочитал копию телеграммы ВЦИК, адресованный Каз. ЦИКу и Джетысуйскому губисполкому о приостановлении земельных работ... Указав, что центр к движению казачества и к их жалобам относится одобрительно и обещал разрешить вопрос в пользу казачества. В декабре возвратилась из Москвы делегация казаков в лице Бедрина и Проказина..., причём якобы Серафимов высказался о необходимости представления алма-атинскими казаками наибольшего количества жалоб и ходатайств, а также якобы рекомендовал, по возможности, такие жалобы собрать и от остальных станиц Джетысуйской губернии и особенно, жалобы по земельному вопросу... Бедрин говорит – в случае неисполнения этого распоряжения местными властями, ему, якобы, дано согласие информировать об этом центр, а также якобы он получил обещание от зам.пред. ВЦИК о том, что в недалёком будущем Джетысуйскому губисполкому будет дано предписание о созыве казачьего съезда.
6) Копия телеграммы.
Алма-Ата Большая станица, Четвёртая улица,
Александру Борогулину. Алма-Ата, Москва 403 22 2 9 10
Поздравляем всех полным успехом Вызываем Ташкент Серафимову скорее высылайте аванс востребование Ташкент. Бедрин, Феоктистов, Катунцев.
Ушаков Александр Юрьевич 27.04.2024 15:02
Организатором казачьего сопротивления в Семиречье, в конце 1920-х гг. являлся Яков Иванович Егошкин (1864 (1865) - после ноября 1934 г.) — семиреченский казак, фельдшер, депутат Государственной Думы II созыва от казачьего сословия Семиреченской области. Родился он в станице Больше-Алматинской Семиреченской области. Выпускник фельдшерской школы. Кандидат на классную должность. Заведовал войсковым складом земледельческих орудий. Владел 11 десятинами земли, находящимися в общем пользовании. В 1905 г. владелец Посреднической конторы по найму прислуги. 3 апреля 1907 г. избран в Государственную Думу II созыва от казачьего населения Семиреченской области. В Санкт-Петербург прибыл только к 38-му заседанию Государственной Думы, то есть к 15 мая 1907 г. Вошёл в состав Казачьей группы. В 1916 г. подготовил записку о причинах киргизского восстания. 6 апреля 1917 г. избран товарищем председателя временного президиума 1-го Семиреченского казачьего съезда (при председателе А.Ф. Астраханцеве). 7 апреля 1917 г. 57 голосами избран председателем постоянного президиума съезда, оставался в этой должности вплоть до конца работы съезда 21 апреля 1917 г. 16 апреля 1917 г. на съезде избран председателем Центрального Войскового казачьего исполнительного комитета Семиреченского Казачьего войска, кроме того избран советником по хозяйственной части Войскового правления СмКВ.12 декабря 1918 г. Я.И. Егошкин направил письмо Верховному правителю адмиралу А.В. Колчаку с критикой атамана Б.В. Анненкова, который «бездействует, живет в станице Урджарской, объедает и без того скудно собранные продукты». По мнению Егошкина проблема в том, что Анненков «не хочет признавать власти генерала Ефремова (Ионова). Дело не в личности Ефремова, а просто в мелких честолюбивых, скажу, даже низменных и прочих побуждениях Анненкова: „Я де подавлю большевизм, а честь припишут другому…“. 1 февраля 1919 г. арестован Следственной комиссией ЧК. 4 декабря 1919 г. освобождён по реабилитирующим обстоятельствам Семиреченским областным трибуналом. (Сведения ДКНБ РК по г. Алматы; МВД Республики Казахстан: арестован 01.02.1919 г., Следственная комиссия ЧК. Дата реабилитации: 4 декабря 1919 г.). В июле 1925 г. казаки Большой Алматинской станицы, обеспокоенные результатами землеустройства Алма-Аты, из-за которого они лишились «своих хозяйств, заимок, земель, садов», отправили в Москву во ВЦИК ходоков Павла Николаевича Бедрина и Александра Ивановича Варагушина с задачей добиться пересмотра порядка землеустройства и отделения станиц от города. 13 сентября 1925 г. Я.И. Егошкин созвал в выселке Тастак собрание казаков станицы Больше-Алматинской для встречи с вернувшимися из Москвы Бедриным и Варагушиным. На собрании присутствовали казаки из Талгарской, Иссыкской и Каскеленской станиц. Бедрин и Варагушин говорили, что ВЦИК обещал пересмотреть их вопрос и решить в их пользу. Затем были проведены повторные собрания в том числе и на квартире Егошкина, на которых решался вопрос от отправке новой делегации и сборах средств на поездку. По мнению Джетысуйского ГООГПУ Егошкин вёл «кампанию за объединение казачества», для этого он 15 октября послал письмо в станицу Лепсинскую своему сослуживцу по белой армии К.И. Старицыну, позднее письмо в станицу Карабулак А.И. Шаталову. В письме к Сталину секретарь Совета Национальностей ЦИК СССР С. Асфандияров называет Я.И. Егошкина белогвардейским вахмистром, контрразведчиком Семиреченского казачьего войска. Яков Иванович и его сторонники характеризуются как «отъявленные белогвардейцы, кулачье и т. п. колонизаторский сброд, ещё имеющейся, к сожалению, на окраинах». Не сообщая фамилий, Асфандияров пишет: «Главные виновники в феврале сего года <1926> арестованы!». Очевидно, что среди них был и Я.И. Егошкин. Судя по сводкам Джетысуйского ГООГПУ арестованным семиреченским казакам инкриминировалась не только попытка отмены землеустройства г. Алма-Аты, но и стремление к образованию русской административной или автономной единицы, создание контрреволюционной организации, «которая работала на месте, имела своих уполномоченных, пыталась на перевыборах овладеть советским аппаратом». По данным за ноябрь 1934 г. лишён избирательных прав как бывший офицер белой армии. Дальнейшая судьба и дата смерти неизвестны.