Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Сибирские казаки из мордвы, 1909 - 1911, Акмолинская обл., Кокчетавский у., станица Щучинская. Казачий историк Георгий Ефремович Катанаев писал: «Сибирское казачество до начала XX века сохраняло этническую пестроту, хотя уже выделялись основные, наиболее многочисленные, этнические группы, одной из которых была мордва. Первоначальную основу этой группы составили 2 900 человек обоего пола, переселившихся в 1849–1851 годах по Указу Николая I в Киргизскую степь для начала колонизации края в составе зачисленных в войсковое сословие крестьян. Мордвины-переселенцы были выходцами из Оренбургской губернии и уездов Саратовской губернии, были расселены в поселениях, вошедших позже в состав 1-го военного отдела войска, составляя подавляющее большинство их населения (станица Щучинская) или заметную его часть (станица Нижне-Бурлукская, поселок Аиртавский). "По наружному виду – складу лица, цвету кожи, волос и глаз, по росту и дородству мордва – казаки почти ничем в настоящее время не отличаются от большинства великороссов, особого какого-либо типа мордвина не выделяется. В характере также не замечается выдающихся особенностей: сравнительно с хохлами их можно считать подвижнее, восприимчивее и не так упрямыми, хотя упрямство им более прирождено, чем великороссу. Казаки-мордвины носят фамилии по христианским именам своих прадедушек, пришедших из России – Ивановы, Николаевы, Артемьевы. Некоторые, в виду чрезвычайной многочисленности членов одной и той же семьи, переменили при самом своем поселении свои фамилии прадедов на другие – по отцам или старшим представителям разделившихся семейств". В большинстве своем мордвины исповедовали православие, хотя отдельные, проживающие в станицах Якши-Янгиставской, Акан-Бурлукской, были сторонниками раскола и сектантства. Настойчивость в труде замечательная. Хозяйственная и торговая изворотливость не уступает вообще великороссу и во всяком случае превосходит как хохлацкую, так и, особенно, староказачью».

Сибирские казаки из мордвы

Дата съемки: 1909 - 1911

Казачий историк Георгий Ефремович Катанаев писал: «Сибирское казачество до начала XX века сохраняло этническую пестроту, хотя уже выделялись основные, наиболее многочисленные, этнические группы, одной из которых была мордва. Первоначальную основу этой группы составили 2 900 человек обоего пола, переселившихся в 1849–1851 годах по Указу Николая I в Киргизскую степь для начала колонизации края в составе зачисленных в войсковое сословие крестьян. Мордвины-переселенцы были выходцами из Оренбургской губернии и уездов Саратовской губернии, были расселены в поселениях, вошедших позже в состав 1-го военного отдела войска, составляя подавляющее большинство их населения (станица Щучинская) или заметную его часть (станица Нижне-Бурлукская, поселок Аиртавский). "По наружному виду – складу лица, цвету кожи, волос и глаз, по росту и дородству мордва – казаки почти ничем в настоящее время не отличаются от большинства великороссов, особого какого-либо типа мордвина не выделяется. В характере также не замечается выдающихся особенностей: сравнительно с хохлами их можно считать подвижнее, восприимчивее и не так упрямыми, хотя упрямство им более прирождено, чем великороссу. Казаки-мордвины носят фамилии по христианским именам своих прадедушек, пришедших из России – Ивановы, Николаевы, Артемьевы. Некоторые, в виду чрезвычайной многочисленности членов одной и той же семьи, переменили при самом своем поселении свои фамилии прадедов на другие – по отцам или старшим представителям разделившихся семейств". В большинстве своем мордвины исповедовали православие, хотя отдельные, проживающие в станицах Якши-Янгиставской, Акан-Бурлукской, были сторонниками раскола и сектантства. Настойчивость в труде замечательная. Хозяйственная и торговая изворотливость не уступает вообще великороссу и во всяком случае превосходит как хохлацкую, так и, особенно, староказачью».

1 комментарий
Ушаков Александр Юрьевич 13.01.2025 14:27
Казачий историк Н.В.Леденёв (1908) писал: "Укрепиться в киргизской степи и в Средней Азии было возможно только при условии колонизации русскими вновь занятых стран. Для этой цели одно мирное крестьянское население было бы совсем не пригодно, так как здесь, среди кочевников, неудержимо преданных грабежам и разбоям, требовалось и русское население, привычное к военному делу, требовался воин-пахарь, всегда готовый к отпору. Сибирские казаки, в течение более чем двух веков искусившиеся в борьбе именно с таким народом, как-раз удовлетворяли тем условиям, какие предъявлялись к первым колонизаторам далекого, дикого края. Колонизационный материал слагался из двух элементов - сибирских казаков и сибирских крестьян. Предполагалось переселить в Семиречье и Заилийский край или, как тогда называлось, „на левый фланг" - 3,5 сотни казаков с их семьями из 6, 7, 8 и 9 полков Сибирского войска и 500 крестьянских семей, из которых могли быть сформированы 2,5 сотни, т. е. „левый фланг“ усиливался целым полком. Во избежание же излишних издержек на содержание нового полка в докладе предположено; - число казаков в Сибирском войске оставить то-же, т. е. 10, но поселениями на Аягузе, Капале и вновь проектируемыми усилить состав 10-го полка. Такое усиление состава этого полка необходимо не столько в целях увеличения численности строевых казаков, сколько всей массы русского населения для развития земледелия, горной и другой промышленности".
Написать комментарий