Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Церковь в выселке Сарканском, 1877 - 1878, Туркестанский край, Семиреченская обл., Сарканский выселок. Из серии «Виды и типы Семиреченской области и Кульджинского района 1877–1878 годов».Ныне город Сарканд.

Церковь в выселке Сарканском

Дата съемки: 1877 - 1878

Из серии «Виды и типы Семиреченской области и Кульджинского района 1877–1878 годов».

Ныне город Сарканд.

13 комментариев
Ушаков Александр Юрьевич 15.07.2023 14:50
Станица Сарканская (первоначально пикет, затем выселок) основана старанием полковника Абакумова С.М., командира 10-го полка Сибирского казачьего войска и Копальского военно-окружного начальника, который весной 1858 г. переселил в долину реки Саркан (правый приток реки Аксу), в северной подгорной полосе Джунгарского Алатау, казачьих поселенцев (из Копала - 9, из Лепсинска - 16 семей). Позже сюда переселились крестьяне, в конце 1860- гг. китайские эмигранты (чахар-калмыки, кара-калмыки, сибо, даур-солоны, маньчжуры), обращённые в православие и принятые в войсковое сословие. На снимке изображена Казанская станичная церковь, ныне утраченная. (Жетысуская область Республики Казахстан)
История России в фотографиях 26.07.2023 17:02
Александр Юрьевич, спасибо за комментарий!
Ушаков Александр Юрьевич 12.09.2023 20:24
Сарканский выселок переименован в станицу Сарканскую в 1875 г., был назван по речке Саркан, на которой он был основан. У местных казаков речка называлась Сарканка. К 1917 г. все чаще поселение стало называться Сарканд, Саркандская станица. В настоящее время называется город Сарканд.
Ушаков Александр Юрьевич 17.10.2023 13:19
Томский исследователь Сапожников В.В. в 1904 г. писал: "Большая Сарканская станица, насчитывающая до 2712 жителей [В 1902 голу население возросло от переселившихся сюда от двухлетнего неурожая крестьян Барнаульского уезда.], вытянулась по правому берегу бурного и мутного Саркана. Селение положительно утопает в аллеях из карагачей, тополей и талов, плотными рядами рассаженных по обеим сторонам улиц. При отсутствии леса поблизости эти посадки являются поделочным материалом. При некоторых усадьбах заведены и фруктовые сады, для чего учрежден питомник, из которого козакам выдают молодые яблони, сливы и урюк за недорогую плату (10 к. за экземпляр). Садоводство началось в станице лет 12—15 тому назад и сейчас дает уже порядочные результаты, так как значительных морозов здесь не наблюдалось и климат вообще довольно ровный, хотя высота местности определяется около 680 метров над морем. Главное занятие населения — земледелие, чему способствует как земельный простор (козаки получают до 18 десятин на душу, не считая усадьбы, сада и луга), так и выгодное положение Саркана относительно орошения. К этому следует добавить и дешевизну рабочих рук; здесь, как и всюду в Семиречье, козак работает главным образом киргизскими руками, уплачивая работнику 5 р. в месяц или 20 коп. в день".
История России в фотографиях 19.10.2023 12:51
Александр Юрьевич, спасибо за дополнение.
Ушаков Александр Юрьевич 17.11.2023 21:08
По Леденёву Н.В. "Пунктомъ, гдѣ наиболѣе концентрировались эмигранты (калмыки) былъ выселокъ Сарканскій, поэтому здѣсь для нихъ въ 1868 и 1869 гг. были выстроены миссіонерская церковь и при ней школа, которыя находились въ вѣдѣніи особаго священника-миссіонера, проповѣдывавшаго среди эмигрантовъ православіе. Съ теченіемъ времени большая часть эмигрантовъ, неосвоившаяся съ своимъ новымъ положеніемъ среди русскихъ, возвратилась на родину, a оставшіеся, принявшіе русское подданство и православіе, въ числѣ около тысячи душъ обоего пола, Высочайшимъ повелѣніемъ 29 мая 1869 г. съ ихъ согласія, были зачислены въ Семирѣченское казачье войско. Однако, никакая помощь со стороны Россіи не могла удержать въ Семирѣчьѣ всѣхъ калмыковъ: часть изъ нихъ, уже будучи зачислена въ казаки, въ разное время бѣжала въ Китай и уже въ 1870 г. въ войскѣ оставалось ихъ только 530 душъ обоего пола и всѣхъ возрастовъ, а позже число ихъ еще сократилось"
История России в фотографиях 20.11.2023 19:36
Алек­сандр Юрье­вич, спасибо за комментарий.
Ушаков Александр Юрьевич 27.11.2023 00:27
Свящ. Дм.Муромцев в 1906 г. писал: "Станица Сарканская населена казаками семирѣками. Многіе изъ нихъ происходятъ отъ новокрещенныхъ калмыковъ. Въ станицѣ Сарканской проживаетъ завѣдывающій станицей офицеръ Семирѣченскаго казачьяго войска, имени и фамиліи котораго я не знаю. По улицамъ станицы и около храма было много народа, ожидавшаго пріѣзда епископа. Атаманъ-урядникъ, по происхожденiю тоже калмыкъ, стоялъ у церковной ограды въ парадной формѣ, съ насѣкой въ рукахъ. Завѣдывающій станицей офицеръ похаживалъ тутъ-же въ будничномъ кителѣ съ погонами, но безъ шашки, повидимому, не собиравшійся представляться епископу. Затѣмъ архипастырь осматривалъ зданіе прежней временной сарканской церкви, построенной Георгіемъ Петровичемъ Зольниковымъ. Зольниковъ просилъ у епископа разрѣшенія перенести зданіе старой церкви въ выселокъ Басканскій, гдѣ онъ проживаетъ, предлагая безплатно подъ церковь собственное усадебное мѣсто. Владыка одобрилъ намѣреніе г. Зольникова и сказалъ, что прежде самъ осмотритъ мѣсто въ Басканѣ, а затѣмъ окончательно рѣшитъ вопросъ о переносѣ зданія".
История России в фотографиях 04.12.2023 15:17
Алек­сандр Юрье­вич, спа­си­бо за до­пол­не­ние.
Ушаков Александр Юрьевич 22.01.2024 00:18
В дореволюционной историографии и в официальных документах было принято написание наименования: «Саркан», «Сарканская станица», в советский период утвердилось другое написание этого казачьего поселения – «Саркант», а затем - «Сарканд». Однако топоним "Сарканд" употреблялся ещё в конце царского периода. В чём причина этой перемены названия, выяснить пока не представляется возможным, можно только предположить, что здесь, видимо, сказалось определённое созвучие со среднеазиатскими городами – «Самарканд», «Коканд» и другие (от "канда" - "канду" ("пчелиный город" - улей).Слово "канд" в диалекте северных согдийцев и сармато - аланов имело форму: кант). В отчёте о деятельности Джетысуйского облэкосо за 1923 г. приводится написание станицы как «Саркан», а в сборнике «Джетысу(Семиречье)» (экономический обзор) за 1929 г. уже употребляется видоизменённое написание этого казачьего поселения – «Сарканд». Но в 1928 г. опубликованы статистические данные Всероссийской переписи населения 1926 г. (том VIII. Казакская АССР, Киргизская АССР), где приводится прежнее написание – «Саркан». Т.е. в 1920-х гг. ещё окончательно не установилась норма для написания этой казачьей станицы (аналогичный пример с другой станицей - "Капал" и "Копал").
Ушаков Александр Юрьевич 22.01.2024 00:24
Историк В.Я. Шулдяков пишет: "01.12.1918 г. Общественный приговор Сарканского станичного общества № 16 от 01.12.1918 г. постановило станицу Сарканскую переименовать в станицу Сарканско-Сибирскую, в честь освобождения от «красных» станицы Семиреченским отрядом полковника Ярушина Ф.Г. «Да будет новое имя нашей станицы залогом наших обоюдных, чисто братских, сердечных отношений, да послужит оно в назидание нашим потомкам, как живое свидетельство о той братской любви и отзывчивости к нам сибирцев, с которыми они откликнулись на наш зов. Братья-сибирцы! Да поможет нам Бог завершить начатое дело на общую радость и счастье матери Родины! С нами Бог!» Войсковой атаман Семиреченского казачьего войска генерал-майор Ионов А.М., в день войскового праздника Сибирского казачьего войска, утвердил приговор сарканцев и добавление к названию их станицы («Сибирская») (Приказ по СмКВ № 70 от 19.12.1918 г.)
История России в фотографиях 02.02.2024 11:25
Алек­сандр Юрье­вич, спа­си­бо за Ваши ком­мен­та­рии!
Ушаков Александр Юрьевич 06.02.2024 22:46
Владыка Дмитрий посетил станицу Сарканскую осенью 1906 г. После молебна пред храмовой иконой Казанской Божией Матери, архипастырь обратился к молящимся с речью, и в речи своей епископ упомянул, что сарканский храм построен в честь и память Божией Матери. Из храма владыко проследовал в миссионерскую школу, стоящую в церковной ограде. Затем архипастырь осматривал здание прежней временной сарканской церкви, построенной Георгием Петровичем Зольниковым, который просил у епископа разрешения перенести здание старой церкви в выселок Басканский, где он проживает, предлагая бесплатно под церковь собственное усадебное место.
Написать комментарий