Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорский шаман, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорская шаманка, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1920 год, улус Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1930 - 1940. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманская шапка. На фото Ундучекова, 1982 год, Кемеровская обл., пос. За-Мрассу. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаман в маске кочо, 1927 год. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманский обряд кочо-кан, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровкая обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана (по-шорски он назывался кам) в состоянии транса с духами. Этот обряд называется камлание. Шаманизм существовал в разных формах у большинства народов Земли. На фото: Шорский шаман. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шорский шаман
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шорцы верили, что весь мир разделен на три сферы: небо – владения верховного божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди; подземный мир, населенный злыми духами. На фото: Шорская шаманка. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Шорская шаманка
1927 год
Дыренкова Н. П.
Ульгень сотворил мир вместе со своим братом Эрликом – олицетворением злого начала. Ульгень создал солнце, луну, звезды, реки и ровную землю, Эрлик поставил горы. На фото: Шорский шаман. 1920 год. Неизвестный автор. Улус Чулеш.
Шорский шаман
1920 год
Неизвестный автор
Ульгень изгнал Эрлика в подземный мир, где тот повелевает духами, которые забирают душу человека, вызывают болезнь и причиняют смерть. Человек обитает на средней земле вместе с духами – хозяевами тайги, гор, рек, озер. На фото: Шорский шаман. 1930–1940 годы. Неизвестный автор.
Шорский шаман
1930 - 1940
Неизвестный автор
Посредником между людьми и духами становился шаман. У шорцев не было специального шаманского костюма, однако были особые атрибуты. Сильные шаманы совершали камлание с бубном и колотушкой, слабые камлали с рукавицей, старым луком, веником и шапкой. 1982 год. Автор: Седов.
Шаманы также совершали жертвоприношения. В жертву Ульгеню приносили жеребца. Однако при таком жертвоприношении дух кочо-кан мешает шаману «подняться» на небо. Поэтому шаман «вселяет» духа в одного из присутствующих на обряде мужчин, который надевает маску из бересты. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаман в маске кочо
1927 год
Дыренкова Н. П.
У шорцев существовал обряд плодородия, направленный на увеличение числа соболей, находившихся в ведении Ульгеня. Участники обряда по очереди надевали маску кочо и старались вырвать друг у друга палку-фаллос. На фото: Шаманский обряд кочо-кан. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаманский обряд кочо-кан
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шаман – особый избранник Ульгеня. У человека, которому суждено стать шаманом, обычно имелась отметина Ульгеня, так называемая лишняя кость: бугорок на пальце руки или ноги, ямка на мочке уха и прочее. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще одним признаком избранности духами считалась «шаманская болезнь» – эпилепсия, во время которой шамана как будто «пересотворяли» духи. Шорцы верили, что духи разрезают тело шамана в особом котле, внимательно пересматривая все кости. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины. Камлали они в повседневной одежде – обычно в халате шабыр. Голову шорские шаманы всегда повязывали платком. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шорцы часто обращались к шаманам: при болезнях, во время похорон и поминок, при трудных родах, перед сбором урожая. Обязательно шаман участвовал в традиционных родовых молениях Ульгеню. На фото: Лечение больного шаманкой. 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Очень часто шаман мог лечить только определенные болезни, например, нервные припадки, вызванные сильным испугом. О том, какие именно болезни лечит тот или иной шаман, можно было узнать по рисункам на бубне (если это был сильный шаман, слабые шаманы не имели бубна). 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
С бубном была связана и продолжительность жизни шамана. Духи сообщали, когда шаман может изготовить первый бубен и сколько бубнов необходимо будет сменить. Вся жизнь шамана исчислялась количеством бубнов, отпущенных духом-покровителем: когда иссякало могущество последнего бубна, шаман умирал.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
После смерти шамана бубен и колотушку подвешивали на дереве возле могилы, железные подвески с рукояти бубна снимали и передавали следующему шаману. По легенде, шаманов хоронили вниз лицом в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Для религиозного сознания многих шорцев характерен синкретизм – сочетание элементов шаманизма, православия и когда-то усвоенных старшим поколением постулатов марксистско-ленинской идеологии. Однако отдельные пережитки шаманизма сохранились у шорцев до настоящего времени. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Говорящие с духами: шорские шаманы»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
«Аэрофлот»
Первый регулярный воздушный маршрут в Советской России был запущен в 1922 году русско-германским обществом воздушных сообщений «Дерулюфт». Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. 9 февраля 1923 года были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» и в марте этого же года создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». 15 июля 1923 года открылась регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород». Парк первых самолетов состоял из голландских «Фоккеров». «Добролет» являлся акционерным обществом. Средства, зарабатываемые от продажи акций, шли на массовое производство отечественных самолетов. В самых первых рекламных кампаниях принимали участие Владимир Маяковский и Александр Родченко. 25 марта 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот». К 1941 году по протяженности воздушных линий страна занимала 1 место в мире (146 тысяч километров). А в 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. Во времена СССР авиапарк компании почти полностью состоял из судов советского производства: Ту, Ил, Ан, эксплуатировались также сотни вертолетов и грузовых самолетов. После распада Советского Союза авиакомпания была преобразована в АООТ «Аэрофлот – российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
Будни советского светофора
15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов) был установлен первый в России светофор. В Москве он появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. Третьим городом, в котором установили светофор, стал Ростов-на-Дону. В 1932 году слово «светофор» вошло в Большую советскую энциклопедию. Первый светофор напоминал фонарь и использовал принцип работы механических часов, где стрелка указывала на цветное поле, обозначающее режим движения. Вскоре его заменили на вертикальный, но и он отличался от привычного нам светофора расположением цветов: сверху шел зеленый, потом желтый и красный цвета. В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, и порядок цветов стал таким, каким мы привыкли его видеть.
Главные часы государства
Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля являются единственными полностью механическими часами в мире и одними из самых древнейших. Первые часы появились еще в XV веке и располагались на трех башнях: Фроловской (Спасская), Тайницкой и Троицкой. До эпохи Петра I часы имели старорусский счет: они делили время на дневное от рассвета и ночное от заката. Современные куранты появились в 1852 году и работают в одном режиме уже более 150 лет. При назначении часовщика к часам Спасской башни с него брали поручительство, чтобы «у дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать с чернью и карты не играть и вином и табаком не торговать…» Считается, что удары колокола в полночь 31 декабря возвещают наступление нового года. На самом деле смена суток происходит с началом перезвона курантов, за 20 секунд до первого удара колокола.
Вадим Сидур – пророк с другой планеты
Жил в Советском Союзе художник Вадим Абрамович Сидур (1924–1986), творчество которого порой шокировало даже близких ему людей. Называя себя художником «эпохи равновесия страха» и обладая тонким трагическим мироощущением, он воплощал в своих работах не только бесконечные человеческие страдания, размышления о жизни и смерти, «современное состояние» времени, но и новый эстетический стиль беспокойства о сохранении человеческого облика, сострадания, любви. Вадим Сидур принадлежал к поколению, на долю которого выпало множество испытаний; сам художник пережил в детстве голодомор, получил тяжелое увечье на войне, пережил смерть многих родных и близких. Он принадлежал к поколению, в котором была жесткая культура молчания обо всех страданиях, которые оно пережило и продолжало переживать. В послевоенной Москве Вадим Сидур назвал себя «пришельцем с другой планеты». Действительно, многие его скульптуры, связанные с войной, жестокостью, злобой, насилием, словно созданы в другом измерении, созданы будто в снах, не поддающихся рациональному объяснению, но содержащих пророческие напоминания, предостережения. Официальная власть к подобным снам и напоминаниям относилась с неприязнью. Художник уединился в подвальной мастерской, чтобы без оглядки на эту власть создавать то, что он считал нужным, получая единственную награду – общение и взаимную поддержку тех, кому было небезразлично его творчество, тех, кто так же без оглядки на власть шел в его мастерскую.
Говорящие с духами: шорские шаманы
На юге Западной Сибири проживает коренной малочисленный народ – шорцы. Их поселки затеряны среди тайги, по берегам рек Горной Шории. Традиционным занятием шорцев всегда была охота, основу духовной жизни составлял шаманизм. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.