Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорский шаман, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорская шаманка, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1920 год, улус Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1930 - 1940. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманская шапка. На фото Ундучекова, 1982 год, Кемеровская обл., пос. За-Мрассу. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаман в маске кочо, 1927 год. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманский обряд кочо-кан, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровкая обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана (по-шорски он назывался кам) в состоянии транса с духами. Этот обряд называется камлание. Шаманизм существовал в разных формах у большинства народов Земли. На фото: Шорский шаман. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шорский шаман
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шорцы верили, что весь мир разделен на три сферы: небо – владения верховного божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди; подземный мир, населенный злыми духами. На фото: Шорская шаманка. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Шорская шаманка
1927 год
Дыренкова Н. П.
Ульгень сотворил мир вместе со своим братом Эрликом – олицетворением злого начала. Ульгень создал солнце, луну, звезды, реки и ровную землю, Эрлик поставил горы. На фото: Шорский шаман. 1920 год. Неизвестный автор. Улус Чулеш.
Шорский шаман
1920 год
Неизвестный автор
Ульгень изгнал Эрлика в подземный мир, где тот повелевает духами, которые забирают душу человека, вызывают болезнь и причиняют смерть. Человек обитает на средней земле вместе с духами – хозяевами тайги, гор, рек, озер. На фото: Шорский шаман. 1930–1940 годы. Неизвестный автор.
Шорский шаман
1930 - 1940
Неизвестный автор
Посредником между людьми и духами становился шаман. У шорцев не было специального шаманского костюма, однако были особые атрибуты. Сильные шаманы совершали камлание с бубном и колотушкой, слабые камлали с рукавицей, старым луком, веником и шапкой. 1982 год. Автор: Седов.
Шаманы также совершали жертвоприношения. В жертву Ульгеню приносили жеребца. Однако при таком жертвоприношении дух кочо-кан мешает шаману «подняться» на небо. Поэтому шаман «вселяет» духа в одного из присутствующих на обряде мужчин, который надевает маску из бересты. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаман в маске кочо
1927 год
Дыренкова Н. П.
У шорцев существовал обряд плодородия, направленный на увеличение числа соболей, находившихся в ведении Ульгеня. Участники обряда по очереди надевали маску кочо и старались вырвать друг у друга палку-фаллос. На фото: Шаманский обряд кочо-кан. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаманский обряд кочо-кан
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шаман – особый избранник Ульгеня. У человека, которому суждено стать шаманом, обычно имелась отметина Ульгеня, так называемая лишняя кость: бугорок на пальце руки или ноги, ямка на мочке уха и прочее. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще одним признаком избранности духами считалась «шаманская болезнь» – эпилепсия, во время которой шамана как будто «пересотворяли» духи. Шорцы верили, что духи разрезают тело шамана в особом котле, внимательно пересматривая все кости. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины. Камлали они в повседневной одежде – обычно в халате шабыр. Голову шорские шаманы всегда повязывали платком. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шорцы часто обращались к шаманам: при болезнях, во время похорон и поминок, при трудных родах, перед сбором урожая. Обязательно шаман участвовал в традиционных родовых молениях Ульгеню. На фото: Лечение больного шаманкой. 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Очень часто шаман мог лечить только определенные болезни, например, нервные припадки, вызванные сильным испугом. О том, какие именно болезни лечит тот или иной шаман, можно было узнать по рисункам на бубне (если это был сильный шаман, слабые шаманы не имели бубна). 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
С бубном была связана и продолжительность жизни шамана. Духи сообщали, когда шаман может изготовить первый бубен и сколько бубнов необходимо будет сменить. Вся жизнь шамана исчислялась количеством бубнов, отпущенных духом-покровителем: когда иссякало могущество последнего бубна, шаман умирал.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
После смерти шамана бубен и колотушку подвешивали на дереве возле могилы, железные подвески с рукояти бубна снимали и передавали следующему шаману. По легенде, шаманов хоронили вниз лицом в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Для религиозного сознания многих шорцев характерен синкретизм – сочетание элементов шаманизма, православия и когда-то усвоенных старшим поколением постулатов марксистско-ленинской идеологии. Однако отдельные пережитки шаманизма сохранились у шорцев до настоящего времени. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Говорящие с духами: шорские шаманы»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Владислав Микоша. «Я останавливаю время»
В 1929 году Владислав Микоша поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (нынешнего ВГИКа). Уже после второго курса он начал работать оператором на киностудии «Союзкинохроника» — снимал Первую Альпиниаду Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1933), спасение челюскинцев (1934), перелеты Валерия Чкалова и Михаила Громова в Америку (1937). Микоша был единственным оператором, запечатлевшим на кинопленку разрушение храма Христа Спасителя (1931). В 1936 году, уже серьезно увлекшись фотографией, Микоша стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». В мае 1940 года в Центральном доме кино открылась его персональная фотовыставка. Война вернула Микошу к работе кинооператора. Он документировал оборону Одессы, Севастополя, Северный и Атлантический конвои, бомбежку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури». Cнятые им кадры вошли в документальные фильмы — «Черноморцы», «День войны», «Битва за Севастополь», «Парад Победы», «Освобождение Варшавы», «Разгром Японии» и др. Помимо создания выдающихся фронтовых киноработ и фоторепортажей, Владислав Владиславович писал статьи — его репортажи печатались в «Правде», спецкором которой он был всю войну. После войны Микоша как фотокорреспондент снимал в основном для журналов – «Огонька», «Советского Союза», «Вокруг света». Был оператором и режиссером Центральной студии документальных фильмов. Написал несколько книг воспоминаний – «С киноаппаратом в бою», «Рядом с солдатом», «Годы и страны. Записки кинооператора», «Я останавливаю время». Оставаясь беспартийным, он стал трижды лауреатом Сталинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, народным артистом СССР и академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника». Вдова фотографа Джемма Фирсова передала Мультимедиа Арт Музею архив Владислава Микоши, который выделен в отдельный музейный фонд.
Николай Голованов
К 130-летию со дня рождения выдающегося музыканта в рамках проекта «История России в фотографиях» сотрудники музея-квартиры Н. С. Голованова подготовили уникальные оцифрованные пленки музыкального мастера. Подобно одухотворенному поэту, создавшему свои стихотворения, Николай Голованов создал свою личную фотолетопись Италии. Он был безумно влюблен в эту страну и успел снять прекрасные виды разных городов и мест, куда ездил отдыхать и работать со своей неизменной музой, супругой, артисткой Большого театра Антониной Неждановой. Долгие годы Голованову и Неждановой приходилось много работать, выступать в трудных условиях, ездить в холодных поездах Советского Союза, которые сильно утомляли и отнимали их силы. Именно заграничные поездки в Италию стали отдушиной и «глотком свежего воздуха» для творческого союза Голованова и Неждановой. Получив визу в Италию, артисты успели посетить самые разные места: Сальсомаджоре-Терме, острова Венеции Лидо, Сан-Джорджо-Маджоре, Торчелло. Все они запечатлены Николаем Головановым и публикуются впервые. Невероятные кадры 1925 и 1947 годов – подарок в юбилейный год выдающегося дирижера и композитора, передающие атмосферу величественной Италии XX века.
Говорящие с духами: шорские шаманы
На юге Западной Сибири проживает коренной малочисленный народ – шорцы. Их поселки затеряны среди тайги, по берегам рек Горной Шории. Традиционным занятием шорцев всегда была охота, основу духовной жизни составлял шаманизм. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.