Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорский шаман, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорская шаманка, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1920 год, улус Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шорский шаман, 1930 - 1940. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманская шапка. На фото Ундучекова, 1982 год, Кемеровская обл., пос. За-Мрассу. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаман в маске кочо, 1927 год. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманский обряд кочо-кан, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровкая обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Чулеш. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Лечение больного шаманкой, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Похороны шаманки, 1980 год, пос. Усть-Ортон. Выставка «Говорящие с духами: шорские шаманы» с этой фотографией.
Шаманизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в общение шамана (по-шорски он назывался кам) в состоянии транса с духами. Этот обряд называется камлание. Шаманизм существовал в разных формах у большинства народов Земли. На фото: Шорский шаман. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шорский шаман
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шорцы верили, что весь мир разделен на три сферы: небо – владения верховного божества Ульгеня; средняя земля, где живут люди; подземный мир, населенный злыми духами. На фото: Шорская шаманка. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Шорская шаманка
1927 год
Дыренкова Н. П.
Ульгень сотворил мир вместе со своим братом Эрликом – олицетворением злого начала. Ульгень создал солнце, луну, звезды, реки и ровную землю, Эрлик поставил горы. На фото: Шорский шаман. 1920 год. Неизвестный автор. Улус Чулеш.
Шорский шаман
1920 год
Неизвестный автор
Ульгень изгнал Эрлика в подземный мир, где тот повелевает духами, которые забирают душу человека, вызывают болезнь и причиняют смерть. Человек обитает на средней земле вместе с духами – хозяевами тайги, гор, рек, озер. На фото: Шорский шаман. 1930–1940 годы. Неизвестный автор.
Шорский шаман
1930 - 1940
Неизвестный автор
Посредником между людьми и духами становился шаман. У шорцев не было специального шаманского костюма, однако были особые атрибуты. Сильные шаманы совершали камлание с бубном и колотушкой, слабые камлали с рукавицей, старым луком, веником и шапкой. 1982 год. Автор: Седов.
Шаманы также совершали жертвоприношения. В жертву Ульгеню приносили жеребца. Однако при таком жертвоприношении дух кочо-кан мешает шаману «подняться» на небо. Поэтому шаман «вселяет» духа в одного из присутствующих на обряде мужчин, который надевает маску из бересты. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаман в маске кочо
1927 год
Дыренкова Н. П.
У шорцев существовал обряд плодородия, направленный на увеличение числа соболей, находившихся в ведении Ульгеня. Участники обряда по очереди надевали маску кочо и старались вырвать друг у друга палку-фаллос. На фото: Шаманский обряд кочо-кан. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова.
Шаманский обряд кочо-кан
1927 год
Дыренкова Н. П.
Шаман – особый избранник Ульгеня. У человека, которому суждено стать шаманом, обычно имелась отметина Ульгеня, так называемая лишняя кость: бугорок на пальце руки или ноги, ямка на мочке уха и прочее. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще одним признаком избранности духами считалась «шаманская болезнь» – эпилепсия, во время которой шамана как будто «пересотворяли» духи. Шорцы верили, что духи разрезают тело шамана в особом котле, внимательно пересматривая все кости. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманами у шорцев были как мужчины, так и женщины. Камлали они в повседневной одежде – обычно в халате шабыр. Голову шорские шаманы всегда повязывали платком. На фото: Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова. 1986 год. Автор: Валерий Кимеев.
Шаманка Аграфена Васильевна Куспекова
1986 год
Кимеев Валерий Макарович
Шорцы часто обращались к шаманам: при болезнях, во время похорон и поминок, при трудных родах, перед сбором урожая. Обязательно шаман участвовал в традиционных родовых молениях Ульгеню. На фото: Лечение больного шаманкой. 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Очень часто шаман мог лечить только определенные болезни, например, нервные припадки, вызванные сильным испугом. О том, какие именно болезни лечит тот или иной шаман, можно было узнать по рисункам на бубне (если это был сильный шаман, слабые шаманы не имели бубна). 1980 год. Автор: Валерий Кимеев.
Лечение больного шаманкой
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
С бубном была связана и продолжительность жизни шамана. Духи сообщали, когда шаман может изготовить первый бубен и сколько бубнов необходимо будет сменить. Вся жизнь шамана исчислялась количеством бубнов, отпущенных духом-покровителем: когда иссякало могущество последнего бубна, шаман умирал.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
После смерти шамана бубен и колотушку подвешивали на дереве возле могилы, железные подвески с рукояти бубна снимали и передавали следующему шаману. По легенде, шаманов хоронили вниз лицом в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
Для религиозного сознания многих шорцев характерен синкретизм – сочетание элементов шаманизма, православия и когда-то усвоенных старшим поколением постулатов марксистско-ленинской идеологии. Однако отдельные пережитки шаманизма сохранились у шорцев до настоящего времени. 1980 год.
Похороны шаманки
1980 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Говорящие с духами: шорские шаманы»
Вам понравилось?
2 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
С мыслью о свободе
Советские инакомыслящие – диссиденты, правозащитники – первые люди, которые в стране, едва вынырнувшей из сталинизма, заговорили о свободе. На фоне законодательно закрепленной однопартийности и идеологического контроля во всем – от экономики до эстетики – само слово «свобода» звучало отзвуком чего-то нездешнего, запретного и опасного. Свобода политическая, свобода вероисповедания, свобода передвижения, свобода слова, свобода творчества... – весь космос свободы они вместили в одно понятие – права человека. Советские правозащитники были в первую очередь человекозащитниками. Защищать человека перед лицом всесильного государства – это была отчаянная, почти самоубийственная смелость. В их арсенале принципиально не было насилия – только слово, но, что бы ни происходило, в них жило сознание своей моральной правоты, и потому ни тюрьмы, ни психушки не смогли вселить в них страх – главную добродетель раба.
Говорящие с духами: шорские шаманы
На юге Западной Сибири проживает коренной малочисленный народ – шорцы. Их поселки затеряны среди тайги, по берегам рек Горной Шории. Традиционным занятием шорцев всегда была охота, основу духовной жизни составлял шаманизм. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.