Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Лев Толстой, 1862 год, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Выставки: «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?», «15 фотографий с автографами» с этим снимком.
Николай Александрович Петров, 1896 год. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет фотографа Петра Рогожникова, 1900-е, Вятская губ., Сарапульский у., г. Сарапул. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Иван Васильевич Авдонин, 1910-е, Московская губ., Московский у., пос. Новогиреево. Выставки «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» и «Дача, прощай!» с этой фотографией.
Семен Савельевич Ильин — автопортрет в зеркале, в доме на Чистых прудах в Москве, 1 января 1930 - 1 января 1935, г. Москва. Семен Савельевич Ильин (годы жизни: 1881—1965) – советский инженер, лауреат Сталинской премии третьей степени (1948 г.) – за разработку конструкции непрерывно действующей экстракционной установки по переработке сои. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1924 год. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1925 - 1926. Выставки «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» и «10 модных фотографий: 1920-е», «Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)» с этим снимком. 
Автопортрет, 1924 год. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1928 год, г. Галич. Фотограф Михаил Маркович Смодор.Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Марк Марков-Гринберг, 1929 год. Авторство снимка приписывается Марку Маркову-Гринбергу.Выставки «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?», «10 модных фотографий: 1920-е» и «Мода ХХ века в 100 фотографиях» с этим снимком.
Автопортрет в восточном халате, 1930-е. Выставки «Сергей Шиманский. Не Ленинград», «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» и видео «Сергей Шиманский» с этой фотографией.
Автопортрет «Татарченок», сентябрь - ноябрь 1931. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет. Серия «Красноармейцы», 1931 - 1932, г. Ленинград. Выставки «Красноармейцы. 1931» и «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет в зеркале, 1957 год, Украинская ССР, г. Днепропетровск. С 2016 года – Днепр.Выставки «Фотографы» и «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1970 - 1985. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Зеркало I. № 6, 1977 год. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1978 год, Магаданская обл., Чукотский АО. Выставка «15 лучших фотографий Сергея Бурасовского» и  «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1980-е. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» и видеолекции «Игорь Мухин. Эпоха перемен», «Юрий Рыбчинский. Неустойчивое равновесие», «Александр Слюсарев. Метафизика света» с этой фотографией.
Автопортрет, 1980-е. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1988 год, г. Москва. Выставки «Смешение чувств» и «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Автопортрет, 1 июня 1990 - 1 июля 1990. Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
Из серии «Автопортреты с татуировками», 1995 год. Фото № 3.Выставка «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?» с этой фотографией.
«Автопортрет», 1993 год, г. Москва. Выставки «"Снял себя сам". Автопортрет или селфи?», «Сезон шапок», «"Студия 50А"» с этой фотографией.
Лев Толстой. Автопортрет. 1862. В этом году Толстому пришлось закрыть яснополянскую школу, власти подозревали учителей в антиправительственной деятельности. Летом он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и после венчания сразу увез ее из Москвы в Ясную Поляну.
Лев Толстой
1862 год
Толстой Лев Николаевич
Николай Петров. Автопортрет. 1896. В этом году фотограф получил свою первую профессиональную награду – золотой жетон – на выставке светописи в Риге.
Николай Александрович Петров
1896 год
Петров Николай Александрович
Петр Рогожников. Автопортрет. 1900-е. В это время был владельцем собственного фотографического ателье в городе Сарапуле.
Автопортрет фотографа Петра Рогожникова
1900-е
Рогожников Петр Иванович
Иван Авдонин. Автопортрет. 1910-е. Известный фотолюбитель, прославившийся своими снимками усадьбы Кусково, позирует себе около своего дома в Новом Гиреево.
Иван Васильевич Авдонин
1910-е
Авдонин Иван Васильевич
Семен Ильин. Автопортрет в зеркале в доме на Чистых прудах в Москве. 1930–1935. В эти годы известный инженер пищевой промышленности работал над новыми способами производства растительных масел. Благодаря ему произошел технологический прорыв советской маслобойной промышленности.
Леонид Шокин. Автопортрет. 1924. В это время Шокин – известный фотограф в Кимрах, основатель Кимрского фотографического общества, обладатель грамот и знаков отличия фотографических выставок Москве. В середине 1920-х он постепенно переключается с близкой ему пикториальной съемки на репортажную.
Автопортрет
1924 год
Шокин Леонид Владимирович
Георгий Зельма. Автопортрет. 1925–1926. В это время фотограф вернулся в родной Ташкент после учебы в Москве. Он изучал кинематографию в отделе операторов «Пролеткино». С 1924 по 1927 год работал фотокорреспондентом в Узбекистане, Афганистане, Иране. Публиковался в «Правде Востока».
Автопортрет
1925 - 1926
Зельма Георгий Анатольевич
Александр Родченко. Автопортрет. 1924. Как раз в этот период Родченко стал много заниматься фотографией, использовал фотомонтажи для оформления книг. В 1924 году он снял свои знаменитые портреты Маяковского, Асеева, Третьякова.
Автопортрет
1924 год
Родченко Александр Михайлович
Михаил Смодор. Автопортрет. 1928. В это время фотограф – известная личность в Галиче, владелец фотоателье, которому уже 20 лет. С приходом НЭПа у Смодора есть заказы, он снимает становление советской власти в Костромской губернии.
Автопортрет
1928 год
Смодор Михаил Маркович
Марк Марков-Гринберг. Автопортрет. 1929. В 1926 году фотограф переехал в Москву из родного Ростова-на-Дону и устроился фотокорреспондентом в журнал «Смена».
Марк Марков-Гринберг
1929 год
Марков-Гринберг Марк Борисович
Сергей Шиманский. Автопортрет в восточном халате. 1930-е. Вероятно, фотограф сделал этот портрет во время своей работы в составе Украинской научной экспедиции в Центральный Тянь-Шань в 1929–1933 годах. В горах Шиманский провел испытания нового фотоаппарата ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский»).
Автопортрет в восточном халате
1930-е
Шиманский Сергей Гаврилович
Сергей Коршунов. Автопортрет «Татарченок». 1931. В будущем известный военный фотокорреспондент в начале своей фотографической карьеры.
Автопортрет «Татарченок»
сентябрь - ноябрь 1931
Коршунов Сергей Георгиевич
Вячеслав Коваленко. Автопортрет. Серия «Красноармейцы». 1931–1932. Актер, иллюзионист, фотограф Коваленко в 1920-х учился на Фабрике эксцентрического актера у режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, участвовал в их авангардных постановках. В 1931 году его призвали в армию.
Автопортрет. Серия «Красноармейцы»
1931 - 1932
Коваленко Вячеслав Михайлович
Марлен Матус. Автопортрет в зеркале. 1957. Здесь, в будущем знаменитому, днепропетровскому фотографу 18 лет. Автопортрет – часть серии «Страницы старого альбома» о юношеской жизни Матуса, его друзей и соседей. Первые талантливые фотографические опыты.
Автопортрет в зеркале
1957 год
Матус Марлен Яковлевич
Юрий Садовников. Автопортрет 1970–1985. В это время Садовников – зрелый автор, он сделал множество снимков Дальнего Востока, острова Сахалин, строительства БАМа в 1970-х. Много лет проработал в журнале «Юность».
Автопортрет
1970 - 1985
Садовников Юрий Николаевич
Иван Чуйков. Зеркало I. № 6. Автопортрет. 1977. С 1976 года художник московской концептуальной школы Чуйков участвовал в выставках неофициального искусства. Автопортрет – часть серии «Зеркала», в которой художник рассуждает о конфликте изобразительной иллюзии и реальности.
Зеркало I. № 6
1977 год
Чуйков Иван Семенович
Сергей Бурасовский. Автопортрет. 1978. Этот автопортрет снят на Чукотке. С 1965 года Бурасовский работал в геодезических экспедициях в Якутии, на Колыме и Чукотке, в Северном Ледовитом океане.
Автопортрет
1978 год
Бурасовский Сергей Николаевич
Александр Слюсарев. Автопортрет. 1980-е. В эти годы Слюсарев уже прославившийся автор, участвовавший в зарубежных выставках и известный как Сан Саныч. С начала 1980-х он много выставляется и признается мастером аналитической фотографии, фотографом-философом.
Автопортрет
1980-е
Слюсарев Александр Александрович
Всеволод Тарасевич. Автопортрет. 1980-е. В это время фотограф, которому 60 с лишним лет, опытнейший мастер, реформатор советской фотографии, главный фотограф послевоенного времени. Он по-прежнему много ездит по стране, снимает на производствах в Тольятти, Кирове, Херсоне. Много снимает в цвете.
Автопортрет
1980-е
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Андрей Безукладников. Автопортрет. 1988 год. В 1986 году фотограф переехал из Перми в Москву и влился в московскую андеграундную жизнь. В 1988 стал фотографом театра «Школа Драматического Искусства» и членом французского фотоагенства «Rafo».
Автопортрет
1988 год
Безукладников Андрей Юрьевич
Михаил Ладейщиков. Автопортрет. 1990. С 1986 года Ладейщиков был участником фотогруппы «Факт» (Чебоксары—Йошкар-Ола) и организатором первых в СССР фестивалей фотоискусства. С конца 1980-х стал много заниматься живописью, говорил, что с этого времени его интересовали только обшарпанные заборы.
Автопортрет
1 июня 1990 - 1 июля 1990
Ладейщиков Михаил Анатольевич
Борис Орлов. Из серии «Автопортреты с татуировками». 1995. Известный художник московского андеграунда, мастер соц-арта, в 1989 уехал в США, в 1991 вернулся. В своих автопортретах с татуировками он продолжает размышлять на тему советской империи с ее абсурдным переизбытком разнообразных наград.
Сергей Борисов. Автопортрет. 1993. С конца 1980-х Борисов снимал московский и ленинградский андеграунд: Илью Кабакова, Сергея Бугаева: Виктора Цоя, Жанну Агузарову. Работал по заказу европейских и американских журналов, и в 1993 уже издали его монографию.
«Автопортрет»
1993 год
Борисов Сергей Александрович
1/23
Вы посмотрели выставку «Снял себя сам». Автопортрет или селфи?»
Вам понравилось?
16 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
«Аэрофлот»
Первый регулярный воздушный маршрут в Советской России был запущен в 1922 году русско-германским обществом воздушных сообщений «Дерулюфт». Самолеты курсировали между Москвой и Кенигсбергом. 9 февраля 1923 года были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота» и в марте этого же года создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». 15 июля 1923 года открылась регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород». Парк первых самолетов состоял из голландских «Фоккеров». «Добролет» являлся акционерным обществом. Средства, зарабатываемые от продажи акций, шли на массовое производство отечественных самолетов. В самых первых рекламных кампаниях принимали участие Владимир Маяковский и Александр Родченко. 25 марта 1932 года всему Гражданскому воздушному флоту СССР было присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот». К 1941 году по протяженности воздушных линий страна занимала 1 место в мире (146 тысяч километров). А в 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. Во времена СССР авиапарк компании почти полностью состоял из судов советского производства: Ту, Ил, Ан, эксплуатировались также сотни вертолетов и грузовых самолетов. После распада Советского Союза авиакомпания была преобразована в АООТ «Аэрофлот – российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
«Снял себя сам». Автопортрет или селфи?
Автопортрет – это портрет самого себя. Он может быть живописный, графический, скульптурный, фотографический. А селфи – это только фотопортрет, разновидность автопортрета, возникшее благодаря функции камеры мобильного телефона. Селфи, в основном, для социальных сетей, его снимают, чтобы поделиться – надо получиться удачно. Автопортрет – интимный и сосредоточенный, человек вглядывается в себя, с целью самопознания, селфи – льстит и вводит в заблуждение.