Российским законодательством шорцы относятся к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Шорцы
1989 год
Сами себя шорцы называют «татар-кижи». Их язык относится к тюркскому и делится на два диалекта. По-шорски, с большой примесью русских слов, даже в семьях сельских шорцев, говорит не более 50 %, остальные общаются между собой обычно на русском.
Шорки с балалайкой
1982 год
Родной разговорный язык продолжает бытовать только в некоторых шорских семьях, в отдаленных таежных поселках.
Шорцы жили небольшими селениями – улусами на севере и аилами на юге.
Усадьба шорской семьи
1984 год
Традиционным жилищем предков шорцев с древности был каркасный шалаш-одаг, замененный в конце ХIХ века срубной бревенчатой прямоугольной юртой.
Одаг
1984 год
К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб-одноклетей и пятистенков, у шорских торговцев преобладали «крестовые» срубные дома.
Жилой дом
1988 год
Из хозяйственных построек в усадьбах стояли амбары, бани, чуланы.
У предков современных шорцев были развиты металлургия и кузнечное дело.К концу XVIII века наблюдается упадок кузнечного ремесла из-за запрета русских властей изготавливать холодное оружие и снабжать им кочевников-кыргызов. Немаловажную роль сыграло и развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
Старая кузница
август 1988
С этого времени главными занятиями предков шорцев стали охота и сбор кедрового ореха.
Навес из жердей на охотничьем стане
1984 год
Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя, позднее – пушной промысел. До ХIХ века шорцы охотились с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Каждый шорский род промышлял зверя в пределах родовой охотничьей территории.
Сборы на охоту
1989 год
Большинство улусов и аилов шорцев располагались по берегам богатых рыбой рек, поэтому рыболовство служило важным источником питания.
До сих пор в шорских поселках рыбная ловля имеет подсобный и сезонный характер.
Баня «мылча»
1984 год
Распространенным занятием было и собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика.
Природа Горной Шории
1991 год
Корни и клубни выкапывали корнекопалкой – «озуп», состоявшей из изогнутого черенка с поперечной перекладиной, упором для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.
Земледельческое орудие «озуп»
1984 год
За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, уходя в тайгу на несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали приспособления для сбора орехов – колотушки «токпак», терки «паспак», сита «элек», веялки «аргаш», лукошки.
Орехово-промысловый стан
1988 год
Издавна шорцам было известно бортничество, позже у русских заимствовано пчеловодство.
Пасека
1988 год
До прихода русских на южных пологих склонах Горной Шории было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Под русским влиянием в северных районах проживания шорцев – в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельческие орудия.
Уборка ячменя
1984 год
Домашнее скотоводство у шорцев по сравнению с другими народами Южной Сибири было развито относительно слабо.
Главной причиной этого являлось отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокоса в местах традиционного проживания.
Шорец садится на коня
1990 год
1/19
Другие фотовыставки
Большой мир малого народа
Удивительный, но малочисленный народ – шорцы, неизвестен даже многим жителям России. Шорцы продолжают жить на тех же землях, что их предки – на юге Кемеровской области, а также в смежной горно-таежной местности Хакасии и Горного Алтая. Они стараются сохранить традиционный образ жизни и промыслы.
Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.