Место съемки
Место съемки на карте
Семиреченская обл., Верненский у., г. Верный
Теги
Верный. Перекресток улиц Губернаторской и Лепсинской с пожарной каланчи
2 комментария
Ушаков Александр Юрьевич 09.05.2024 12:05
С.С. Тюрин в книге: "Образ города Верного (Алматы) в дореволюционных
журналах исторической тематики в России (1854–1917 гг.) (2021 г.)": "Основываясь на сведениях П.П. Семёнова-Тян-Шанского, стоит особо отметить: название укрепления в виде «Верное» не являлось
первоначальным. В течение первого года с момента основания поселение носило иное название. Об этом, в частности, П.П. Семёнов-
Тян-Шанский сообщает в работе «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах». Работа была написана в 1856–1857 гг. по собственным дневникам – т.е. по свежим воспоминаниям, основанным на походных записях. Согласно этим записям, омский генерал-губернатор Г.И.Гасфорт «решил послать осенью 1854 года за реку Или рекогносцировочный отряд, состоявший из одного батальона пехоты и трёх сотен казаков. Экспедиция совершилась успешно. Она высмотрела в 70-ти верстах от реки Или, у самого подножья Заилийского Алатау, при выходе из гор речки Алматы, идеально-прекрасное место для русского поселения, начало которому и было положено тогда же основанием здесь укрепления Заилийского, переименованного в следующем году в Верное". Таким образом, новую, а затем и новейшую историю города Алматы с точки зрения ойкономии можно представить в виде ряда переименований: 1) укрепление Заилийское (1853–1854 гг.); 2) укреп-
ление, а затем город Верный (1854–1921 г.); 3) город Алма-Ата
(1921–1993 гг.); 4) город Алматы (1993 г. – настоящее время). Этот ряд можно увеличить за счёт встречающихся в отдельных письменных источниках наименований укрепления «Алматинское», «Яблоневое» и т.д. Однако все варианты по своему значению находятся в рамках трёх основных понятий: 1) укрепление, расположенное за рекой Или, 2) укрепление /город Верный и 3) топоним, связанный с яблоками на нескольких языках. При этом на всём протяжении дореволюционной истории города (1854–1917 гг.) и немного дальше этого отрезка (до 1921 г.) в периодических журналах исторической тематики встречается параллельное наименование – Верный / Алматы. Очень часто рядом с одним из вариантов в скобках приводится второй. Упоминания Алматы до даты фактического выбора места для строительства укрепления в 1853 г. и до официального основания г. Верного 4 февраля 1854 г. в периодических журналах исторической и общественно-политической тематики нами не выявлены. И это несмотря на то, что многие из этих журналов выходили в России до указанной даты. Какие-то разрушенные постройки («развалины») на этом месте существовали, однако они не
привлекали к себе внимания русских до основания города казаками. Когда город был заложен и начал развиваться, закономерно возник интерес к его доистории. Обращаясь к местным легендам и преданиям, исследователи узнавали о том, что доистория действительно существовала и хронологию города можно значительно удревнить. Судя по всему, город существовал не постоянно, его история была эпизодической: в разное время фиксировались периоды активности, так и годы запустения. поселения-зимовки были зафиксированы исследо-
века на реке Беске и Иртыш, правда, уже в виде развалин. Г. Потанин предположил, что «вероятно, подобные осёдлые жилища находились в Алматах и на Таласе». Таким образом, Г. Потанин выдвинул гипотезу, согласно которой на территории вновь основанного города Алматы ранее находились зимовки кочевников. Как видим, местные жители, а также казаки-переселенцы не ощущали и не считали себя первыми поселенцами. Во множестве публикаций того периода (2-я половина XIX – начало XX века) при описании ранней истории города почти всегда упоминаются ещё более ранние постройки на этом месте. История города его жителями часто удревнялась, по меньшей мере, до средних веков. Столь распространённое мнение о наличии каких-то построек на
месте города Верного не может являться всеобщим заблуждением. Уже в тот период оно возникло на основе наблюдения руин и рассказов «туземного населения». Как дореволюционные, так и современные исследователи при упоминании имени собственного «Алматы» и производных от него топонимов рисуют в своём воображении город в центре Семиречья у подножия высоких гор с заснеженными вершинами. Складывается впечатление, что этот город, а также реки в его пределах –
Большая и Малая Алматинка – единственные носители имени собственного «Алматы». Однако это не так. Любопытный читатель 1-го выпуска «Чтений в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» за 1899 г. мог с удивлением обнаружить, что «Алматы» – название не только города и реки на территории Семиречья. В указанном издании было впервые на русском языке опубликовано знаменитое произведение византийского императора Константина VII Багрянородного (905–959 гг.) «Об управлении империей». По сообщению византийского автора X в., в северном Причерноморье и регионах, примыкающих к нему, протекали реки «Днестр и Днепр. Есть и другие реки: так называемый Ингул, Ивил,
Алматы, Куфис, Буг и многие другие». Если часть рек без труда опознается на современной карте, поскольку их названия сохранились почти в неизменном виде вплоть до наших дней, то реки Ивил (греч. «Υβύλ») и Алматы (греч. «Αλματαί») точно не идентифицированы до сих пор. Ещё одно упоминание реки под названием «Алматы» далеко за
пределами Семиречья читатель мог встретить на страницах другого популярного журнала «Отечественные записки». В 1846 г. (!), т.е. до основания укрепления Верное на реке Алматы в Семиречье и приобретения городом (и рекой) сколько-нибудь широкой известности, в названном журнале выходит статья барона Ф.А. Бюлера, посвящённая калмыкам, живущим в Астраханской губернии. При описании нескольких дорог, ведущих на Кавказ, упоминается река «Алматы», в устье которой находилась (на момент написания статьи 1846 г.) главная ставка калмыков Дербентского улуса. В работе Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» упоминаются реки, точно идентифицированные к северу от Чёрного моря. Река «Алматы»,
упомянутая Ф.А. Бюлером, располагается в стороне от этих рек – на востоке. Как бы то ни было, река «Алматы» в причерноморском регионе в передаче Константина VII Багрянородного, река Алматы в калмыцких степях (речь идёт об одной и той же реке или о разных – неясно, этот вопрос требует отдельного исследования) не связаны с ойконимом «Алматы» в центре Семиречья. С другой стороны, троекратное наличие гидронима «Алматы» в трёх удаленных друг от друга географических точках (при условии исключения ошибок в их действительном существовании) должно со временем получить адекватное истолкование. Нельзя исключать следующее очевидное объяснение, которое часто предлагают филологи, специализирующиеся на изучении топонимов. Нельзя также забывать о длительном взаимодействии и взаимопроникновении тех же калмыков в Семиречье и казахов в калмыцкие степи".
История России в фотографиях 13.05.2024 11:35
Александр Юрьевич, спасибо за Ваше дополнение!