Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Пасхальные гуляния на Марсовом поле, 1900-е, г. Санкт-Петербург. Выставки «Пасха радостная», «1905 год. Указ о веротерпимости», «Светлая седмица» с этой фотографией.
Крестный ход у Новодевичьего монастыря, 1907 - 1909, г. Москва. Основан великим князем Василием III в 1524 году – в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Протоиерей Иоанн Кронштадтский среди прихожан на закладке церкви в Никифоровской пустыни, 1900 - 1905, г. Кронштадт. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Встреча униатских священников с иудеями и православными, 1905 - 1907. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Шарновский скит. Группа старообрядцев, 1897 год, Нижегородская губ., Семеновский у.. Выставки «1905 год. Указ о веротерпимости», «Старообрядчество» с этим снимком.
Николай II со свитой на лесной дороге в Сарове, 19 июля 1903, Тамбовская губ., Темниковский у., г. Саров. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Внутренний вид молельни Оленинского скита, 1900-е, Нижегородская губ., Семеновский у.. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.Из серии «В Заволжских лесах». Оленевский скит стал основой деревни Большое Оленево, расположенной в 24 километрах от города Семёнова Нижегородской области. Это единственное поселение Семеновского района, возникшее непосредственно на месте скита.
Застройка деревни повторяет расположение скитских обителей. В деревне до настоящего времени проживают старообрядцы, которые ухаживают за могилами на остатках трех старых кладбищ на могилах которых, за отсутствием моленной, совершаются по праздникам богослужения.
Старообрядцы деревни Казанцево, 1913 год, дер. Казанцево. Предположительно Уфимская губерния.Выставки «1905 год. Указ о веротерпимости», «Старообрядчество» с этим снимком.
Группа петербургских буддистов у входа в храм, июнь 1914. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Духовщинский полк. Солдаты-мусульмане за молитвой, 1916 год. 267-й пехотный Духовщинский полк был составлен по мобилизации 18 июля 1914 года. Дислоцировался в Новгородской губернии, в Грузино. Осенью 1914 года полк был включен в состав Петроградского военного округа. До октября 1914 года дислоцировался в Охте, затем был направлен на Северо-Западный фронт.Выставки «Допустим, что мы останемся в живых; но будем ли мы жить?», «1905 год. Указ о веротерпимости», «Молитва» с этой фотографией.
Монахи на озере. Коневский монастырь, 1895 - 1905, Санкт-Петербургская губ., Коневец о.. Православный мужской монастырь. Основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Местоположение монастыря изменялось один раз, чтобы избежать наводнения. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году, он был главной церковью монастыря с основной святыней - чудотворной Коневской иконой Божией Матери, привезенной св. Арсением с Афона. Действующий монастырь.Выставки «1905 год. Указ о веротерпимости», «Монахи» и «Дореволюционная Россия: транспорт» с этой фотографией.
Церковь Святой Екатерины (католическая), 1860 - 1879, г. Санкт-Петербург. Базилика святой Екатерины Александрийской. Даты строительства: 1738–1783 годы. Архитектор – Доменико Трезини. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Татарская мечеть в Астрахани, 1912 - 1913, Астраханская губ., г. Астрахань. Стереопары «Жизнь и природа России». Из серии «Волга и Приволжье», сюжеты группы «Волга. Типы и поселения».Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Лютеранская кирха Христа Спасителя, 1903 год, г. Бердянск. Александра Савицкая. Выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Без названия, 1900-е, Вятская губ., г. Вятка. Город Вятка переименован в Киров в 1934 году.Видео «К 180-летию фотографии. Эпизод V: "Аристотипные бумаги"» и выставка «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
Иван Логгинович Горемыкин в домашнем рабочем кабинете за чтением газеты, 1900-е, г. Санкт-Петербург. Выставки «История российской печати: от Петра до интернета», «1905 год. Указ о веротерпимости» и «Пенсне – символ интеллигентности» с этой фотографией.
Еврей, 60 лет, 1876 год, Туркестан. Из серии «Типы народностей Средней Азии».Выставки «В фотообъективе Кунсткамеры: антропологическая фотография» и «1905 год. Указ о веротерпимости» с этой фотографией.
17 апреля 1905 года, на Пасху, Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», который содержал 17 статей. На фото: Пасхальные гуляния на Марсовом поле. 1900-е. Автор: Н. Матвеев. Санкт-Петербург.
Согласно переписи 1897 года православные христиане, включая старообрядцев, составляли 71 % населения страны. На фото: Крестный ход у Новодевичьего монастыря. 1907–1909 годы. Автор: Петр Павлов. Москва.
Крестный ход у Новодевичьего монастыря
1907 - 1909
Павлов Петр Петрович
Законы Российской империи отводили православию роль господствующей религии, в то время как другие исповедания имели статус «терпимых». На фото: Протоиерей Иоанн Кронштадтский среди прихожан на закладке церкви в Никифоровской пустыни. 1900–1905 годы. Неизвестный автор. Кронштадт.
Указ разрешал православным переходить в другие конфессии. На фото: Встреча католических священников с населением. 1910–1917 годы. Неизвестный автор.
Старообрядцы официально перестали называться раскольниками. Им было разрешено совершать богослужения по старопечатным книгам. На фото: Шарновский скит. Группа старообрядцев. 1897 год. Автор: Максим Дмитриев. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.
Шарновский скит. Группа старообрядцев
1897 год
Дмитриев Максим Петрович
Из телеграммы Николая II московскому генерал-губернатору: «Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения к старообрядцам...» На фото: Николай II со свитой на лесной дороге в Сарове. 19 июля 1903 года.
За день до выхода Указа, на Страстную субботу, были разрешены богослужения и распечатаны алтари в старообрядческих храмах Рогожского кладбища в Москве. На фото: Внутренний вид молельни Оленинского скита. 1900-е. Автор: Максим Дмитриев. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.
Внутренний вид молельни Оленинского скита
1900-е
Дмитриев Максим Петрович
19 апреля Николай II записал в своем дневнике: «Христосовался со старообрядцами». На фото: Старообрядцы деревни Казанцево. 1913 год. Автор: Максим Дмитриев.
Старообрядцы деревни Казанцево
1913 год
Дмитриев Максим Петрович
Буддистов-ламаистов было запрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. На фото: Группа петербургских буддистов у входа в храм. Июнь 1914 года. Фотоателье Карла Буллы.
Группа петербургских буддистов у входа в храм
июнь 1914
Фотоателье Карла Буллы
Указ признавал необходимость пересмотра правовых актов о религиозном быте мусульман. На фото: Духовщинский полк. Солдаты-мусульмане за молитвой. 1916 год. Автор: Григорий Фрид.
За первые два года действия Указа из православия вышло 217 тысяч человек. На фото: Монахи на озере. Коневский монастырь. 1895–1905 годы. Автор: Карл Булла. Санкт-Петербургская губерния, остров Коневец.
Монахи на озере. Коневский монастырь
1895 - 1905
Булла Карл Карлович
170 тысяч человек перешли в католицизм. На фото: Базилика святой Екатерины Александрийской. 1860–1879 годы. Автор: Альфред Лоренс. Санкт-Петербург.
Церковь Святой Екатерины (католическая)
1860 - 1879
Лоренс Альфред Федорович
36 тысяч – в ислам. На фото: Татарская мечеть в Астрахани. 1912–1913 годы. Автор: Захар Виноградов.
Татарская мечеть в Астрахани
1912 - 1913
Виноградов Захар Захарьевич
11 тысяч – в лютеранство. На фото: Лютеранская кирха Христа Спасителя. 1903 год. Автор: Николай Вечерский. Бердянск.
Лютеранская кирха Христа Спасителя
1903 год
Вечерский Николай Иванович
Общая доля переменивших веру составила меньше 0,2 % всего населения. На фото: Вятка. 1900-е. Автор: Сергей Лобовиков.
Без названия
1900-е
Лобовиков Сергей Александрович
В 1912 году была издана газета, в которой напечатали календари церковных праздников разных религий на следующий 1913 год. На фото: Иван Логгинович Горемыкин в домашнем рабочем кабинете за чтением газеты. 1900-е. Неизвестный автор. Санкт-Петербург.
Указ не затрагивал положения иудеев, не разрешал перехода из христианства в нехристианские вероисповедания и не допускал вневероисповедного состояния. На фото: Еврей, 60 лет. Из серии «Типы народностей Средней Азии». 1876 год. Неизвестный автор. Туркестан.
Еврей, 60 лет
1876 год
Неизвестный автор
1/17
Вы посмотрели выставку «1905 год. Указ о веротерпимости»
Вам понравилось?
10 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Макс Пенсон
С 1917 года Макс Пенсон работал в Узбекистане в Отделе народного образования. В качестве награды «за добросовестный и самоотверженный труд» Пенсон получил от городских властей фотоаппарат и увлекся фотосъемкой. В 1925 году начал заниматься фоторепортажем. Пенсон был зачислен в штат газеты «Правды Востока», его снимки начали публиковаться в центральных журналах и газетах. Уникальность Пенсона состояла в том, что он вошел в первый ряд фотожурналистов Советского Союза, не покидая провинции. В 1936 году состоялась персональная выставка Пенсона при оргкомитете Союза советских художников Узбекистана, а в 1939 году 300 его работ были представлены на выставке в Ташкенте в рамках празднования 15-летия социалистического Узбекистана. В годы Великой Отечественной войны фотограф продолжил работать в газете «Правда Востока», выполнял заказы для ТАСС и московской «Правды». В 1945 году прошла персональная выставка Пенсона в Союзе художников УзССР. Макс Пенсон пострадал в результате кампании по борьбе с космополитизмом: в 1949 году он был лишен лицензии фотографа и уволен. Последние годы жизни он занимался ретушированием своих фотографий. Депрессия от невостребованности усугубилась болезнью, и в 1959 году Пенсон ушел из жизни. Архив негативов Пенсона, который Сергей Эйзенштейн назвал еще в 1939 году «необозримым», содержит около 50 тысяч кадров. Он был чудом спасен родственниками во время ташкентского землетрясения 1966 года.
С мыслью о свободе
Советские инакомыслящие – диссиденты, правозащитники – первые люди, которые в стране, едва вынырнувшей из сталинизма, заговорили о свободе. На фоне законодательно закрепленной однопартийности и идеологического контроля во всем – от экономики до эстетики – само слово «свобода» звучало отзвуком чего-то нездешнего, запретного и опасного. Свобода политическая, свобода вероисповедания, свобода передвижения, свобода слова, свобода творчества... – весь космос свободы они вместили в одно понятие – права человека. Советские правозащитники были в первую очередь человекозащитниками. Защищать человека перед лицом всесильного государства – это была отчаянная, почти самоубийственная смелость. В их арсенале принципиально не было насилия – только слово, но, что бы ни происходило, в них жило сознание своей моральной правоты, и потому ни тюрьмы, ни психушки не смогли вселить в них страх – главную добродетель раба.
1905 год. Указ о веротерпимости
К 115-летию издания в России указа «Об укреплении начал веротерпимости».