Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорская семья, 1990 год, Кемеровская обл., пос. Парушка. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Поселок Парушка, 1984 год, Кемеровская обл., пос. Парушка. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Набережная в Усть-Анзасе на реке Мрассу, 1913 год. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Миссионерский стан, 1913 год, Томская губ., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Дом миссионера на берегу Мрассу, 1916 год, Томская губ., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Жилище шорцев на реке Мрассу, 1927 год, Западно-Сибирский край. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шалаш шамана, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Усть-Кабырза. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Летняя кухня сенек, 1982 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Внутренность летней кухни сенек, 1991 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Ручная мельница, 1984 год, Кемеровская обл., пос. Чилису-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Изба эм, 1990 год, Кемеровская обл., пос. Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Интерьер шорского дома, 1989 год, Кемеровская обл., пос. Сага. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шорский амбар, 1927 год, Западно-Сибирский край, пос. Пызас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Свинарник, 1986 год, Кемеровская обл., пос. Дальний Кезек. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Прилет вертолета, 1983 год, Кемеровская обл., Усть-Анзас. Выставка «Затерянные в тайге» с этой фотографией.
Шорцы – коренной народ России, проживающий на юге Западной Сибири. Численность шорцев – около 13 тысяч человек, из них более 10 тысяч живут в Кемеровской области. На фото: Шорская семья. 1990 год. Автор: А. Трофимова. Кемеровская область, поселок Парушка.
Шорская семья
1990 год
Трофимова А.
Большинство шорских поселков-улусов расположены в горнотаежной местности, получившей в начале ХХ века название Горная Шория. На фото: Поселок Парушка. 1984 год. Автор: Валерий Кимеев.
Поселок Парушка
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
По берегам реки Мрассу и ее левого притока Пызаса до сих пор можно встретить редкие улусы, где шорцы еще сохранили свой язык, культурные традиции и хозяйственный уклад. На фото: Набережная в Усть-Анзасе на реке Мрассу. 1913 год. Автор: Г. Иванов.
О шорских поселках нам известно с начала XVII века, когда в верховья Томи пришли русские казаки, принеся с собой православие. На фото: Миссионерский стан. 1913 год. Автор: Г. Иванов. Томская губерния, поселок Усть-Анзас.
Миссионерский стан
1913 год
Иванов Г.
Шорцы-бирюсинцы селились по долинам рек, где основывали мелкие – из 5–10 юрт – аилы. Шорцы, жившие по Мрассу и Кондоме, наоборот, жили в довольно крупных улусах. На фото: Дом миссионера на берегу Мрассу. 1916 год. Автор: Г. Иванов. Томская губерния, поселок Усть-Анзас.
Придомных усадеб обычно не было – отдельные юрты и хозяйственные постройки ставились на косогорах приречных долин. Огородов также не было вплоть до советского времени. На фото: Жилище шорцев на реке Мрассу. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край.
Жилище шорцев на реке Мрассу
1927 год
Дыренкова Н. П.
Традиционным жилищем шорцев был крытый корой, колотыми бревнами или досками конусообразный шалаш одаг. На фото: Шалаш шамана. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край, поселок Усть-Кабырза.
Шалаш шамана
1927 год
Дыренкова Н. П.
В конце XIX века шалаши одаги заменили бревенчатые срубные юрты, впоследствии – уже в советское время – такие юрты использовались как летние кухни и получили название «сенек». На фото: Летняя кухня сенек. 1982 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
Летняя кухня сенек
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Срубные юрты обогревались сбитым из глины очагом. В крыше устраивалось отверстие для света. По периметру жилища врубались деревянные лавки. На фото: Внутренность летней кухни сенек. 1991 год. Автор: В. Попко. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
В углу срубной юрты устанавливалась ручная мельница с каменными жерновами. Поселок Чилису-Анзас. 1984 год. Автор: Валерий Кимеев.
Ручная мельница
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб, называвшихся эм. 1990 год. Автор: А. Трофимова. Кемеровская область, поселок Усть-Анзас.
Изба эм
1990 год
Трофимова А.
В избе эм из глины сооружали русскую печь. Со второй половины ХХ века рядом с русской печью стали устанавливать железную печь с трубой, выведенной в дымоход русской печи. На фото: Интерьер шорского дома. 1989 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Сага.
Интерьер шорского дома
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Из хозяйственных построек чаще всего ставили амбары анмар. 1927 год. Автор: Н. Дыренкова. Западно-Сибирский край, поселок Пызас.
Шорский амбар
1927 год
Дыренкова Н. П.
В ХХ веке на шорских усадьбах часто стали ставить постройки для содержания скота и домашней птицы. На фото: Свинарник. 1986 год. Неизвестный автор. Кемеровская область, поселок Дальний Кезек.
Свинарник
1986 год
Неизвестный автор
Вплоть до настоящего времени связь с отдаленными шорскими поселками затруднена. На фото: Прилет вертолета. 1983 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, поселок Усть-Анзас.
Прилет вертолета
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
1/15
Вы посмотрели выставку «Затерянные в тайге»
Вам понравилось?
10 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Портреты известных личностей XX века на снимках Марка Маркова-Гринберга
Марк Гринберг родился в Ростове-на-Дону, и там началась его карьера фотографа. Сначала он работал журналистом в отделе происшествий газеты «Советский Юг», потом перешел в отдел фотокорреспондентов. Первым большим успехом стал портрет Владимира Маяковского, сделанный в гостиничном номере во время визита поэта в Ростов-на-Дону в 1926 году. В комнате было очень скудное освещение, но фотограф не растерялся и использовал в качестве отражателя простыню. Снимок, сделанный по заданию газеты «Советский Юг», опубликовал и московской «Огонек». В том же 1926 году Марков-Гринберг переехал в Москву, где начал работать на разные издания: был фотокорреспондентом профсоюзных журналов, снимал для «Смены». В 1930 году его пригласили на постоянную работу в агентство «Пресс-клише» ТАСС (название затем менялось на «Союзфото» и на «Фотохронику»). В 1934 году Марков-Гринберг отправляется на Донбасс делать серию снимков о шахтере-ударнике Никите Изотове, регулярно перевыполнявшем норму на сотни и тысячи процентов. Чтобы сделать убедительный очерк и прочувствовать особенности шахтерской жизни, Марков-Гринберг провел с Изотовым шесть месяцев. С началом Советско-финляндской войны в 1939 году фотограф был командирован на фронт корреспондентом ТАСС. На Великую Отечественную он, однако, попал сначала рядовым связистом, и только в 1943-м его назначили фотографом армейской газеты «Слово бойца». В центральную прессу его снимки почти не попадали. После войны его долго не демобилизовывали, и он продолжал служить в военной прессе – был корреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете». Далее была работа при ВСХВ (нынешней ВДНХ), а с 1957 года и до ухода на пенсию в 1973 году — в редакции журнала «Художественная самодеятельность», а после его объединения с журналом «Клуб» (1963) — «Клуб и художественная самодеятельность». Первая персональная выставка Маркова-Гринберга состоялась в 1997 году, в год его 90-летия. До 100-летия фотограф не дожил чуть более года.
Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)
Зельма родился в Ташкенте. В 1920-м или 1921-м семья переехала в Москву, спасаясь от тяжелых условий жизни во время Гражданской войны. В дополнение к школе Георгий посещал студию пролетарских фильмов «Пролеткино», где учился операторской работе, и школьный фотоклуб. В 1924 году семья Зельмановичей (Зельма – творческий псевдоним фотографа) вернулась в Ташкент. С деревянной камерой и штативом Зельма путешествовал по кишлакам и документировал уклад жизни Средней Азии и его изменения. Популярным фотосюжетом в те годы было раскрепощение восточных женщин: эту тему раскрывают кадры Зельмы «Международный женский праздник 8 Марта» (1924), «Долой чадру!» (1925) и др. Зельма считался специалистом по Средней Азии, и даже когда он обосновался в Москве в 1929 году, его нередко командировали на родину. В начале 1930-х годов он начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке». С 1934 года Зельма – фотокорреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны он работал военным фотокорреспондентом журнала «Отечественная война» и газеты «Известия». Самый известный цикл работ этого периода – репортажи из Сталинграда, где он вел хронику боев с июля 1942 года по февраль 1943 года. «Бой за этаж», «Братская могила», «Письмо домой», Боевые друзья», «Флаг победы над Сталинградом» стали классикой фронтового репортажа. После освобождения Сталинграда Зельма работал в Украине. В «Советском фото» № 12 за 1980 год Зельма рассказал историю фотографии 1943 года «Награда патриоту», сделанной в Днепропетровской области: генерал прикрепляет медаль бородатому старику, железнодорожнику-стрелочнику Михаилу Помпику. Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы… для меня самое высокое признание – этот „стенд“». После войны фотограф работал в журналах «Советская женщина», «Огонек», с 1962 года – в Агентстве печати «Новости». В последние годы жизни Зельма помог создать детскую фотостудию в подмосковном поселке Вороново и много сил отдавал работе с ее учениками.
Затерянные в тайге
В труднодоступных районах Горной Шории, по берегам рек, среди вековой тайги, можно встретить поселения одного из коренных народов Южной Сибири – шорцев. Фотографии из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». Автор – София Евгеньевна Ермолова.