Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Лев Толстой на станции в Крекшино, 4 - 18 сентября 1909, Московская губ., дер. Крёкшино. Выставки «На виду у всех. Будни Льва Толстого» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Группа врачей перед отъездом на Балканскую войну, 1912 - 1913, г. Санкт-Петербург. Выставки «На страже здоровья: российские врачи в XX веке» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Призванные в армию на Марсовом поле, 28 июля 1914, г. Санкт-Петербург. Выставки «Накануне» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Комсомольцы, приехавшие на строительство Магнитогорского металлургического комбината, 1929 год, Уральская обл.. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
В автомобиле. Второй пилот Полина Осипенко (слева), командир экипажа Валентина Гризодубова, 24 сентября 1938, Московская обл., г. Щелково. Беспосадочный перелет самолета «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток 24-25 сентября. Щелковский аэродром НИИ ВВС (сейчас Чкаловский военный аэродром).Выставки «Говорить на одном языке» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
«Исход», июнь 1942, г. Мурманск. После налета немецкой авиации.Выставки «Человек на войне», «Начало Великой Отечественной войны» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Портрет летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии, 1948 - 1950. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
«На целину!» Возвращение домой, 1956 год, ГДР, г. Дрезден. Из серии «Возвращение на родину».Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Эшелон с демобилизованными воинами и техникой прибыл из Германии на станцию Брест, 1956 год, Белорусская ССР, г. Брест. Из серии «Возвращение на родину».Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Мужчина и женщина в холле, 1958 год, Украинская ССР, г. Харьков. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Пассажиры на перроне железнодорожного вокзала, 1958 год, Украинская ССР, г. Харьков. Выставки «Когда мы ездили без масок» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Автобус в аэропорт, 1964 год, г. Москва. Выставки «Чемоданное настроение», «СССР в 1964 году» и «Московский автобус» с этой фотографией.
Мужчины с чемоданами на поле с вертолетами, 1965 год, Архангельская обл., Ненецкий НО. Из серии «Край земли. Ненцы».В 1977 году Ненецкий национальный округ был переименован в Ненецкий автономный округ.Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
У Московского вокзала, 1965 год, г. Ленинград, Невский пр-т. Выставки: «Вокзалы: встречи и расставания», «Чемоданное настроение», «Санкт-Петербург – Москва: соперничество и вечная любовь» с этим снимком.
На железнодорожном перроне, 1967 год, г. Москва. Из серии «Студенческий отряд МГУ на Соловках».Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Посадка на теплоход «Лермонтов», 1967 год, Архангельская обл., Соловецкие о-ва. Из серии «Студенческий отряд МГУ на Соловках».Выставки «По волнами» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Аркадий Райкин на платформе вокзала, 1970-е, г. Ленинград. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Новобранцы, 1972 год, Московская обл.. На перроне у аэропорта Домодедово. Все одеты, как и положено призывникам, во все «на выброс». А лица – умные, не «пушечное мясо». 45.Выставки «История страны под стук колес» и «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Строители КАМАЗа, 1973 - 1977, г. Набережные Челны. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
«На побывку», 1977 год. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
Казанский вокзал, 3 августа 1987, г. Москва. Выставка «Чемоданное настроение» с этой фотографией.
«Смотрите, кто приехал!», 1990-е, г. Челябинск. Известного мима Вячеслава Полунина связывала с В. Плотниковым совместная творческая работа, челябинец стал автором сценографии одного из полунинских спектаклей.Выставка «Чемоданное настроение» и видео «Под стук колес» с этой фотографией.
Лев Толстой на станции в Крекшино. 14–18 сентября 1909 года. Неизвестный автор. Московская губерния.
Лев Толстой на станции в Крекшино
4 - 18 сентября 1909
Неизвестный автор
Группа врачей перед отъездом на Балканскую войну. 1912–1913 годы. Фотоателье Карла Буллы. Санкт-Петербург.
Призванные в армию на Марсовом поле. 28 июля 1914 года. Автор: Виктор Булла. Санкт-Петербург.
Призванные в армию на Марсовом поле
28 июля 1914
Булла Виктор Карлович
Комсомольцы, приехавшие на строительство Магнитогорского металлургического комбината. 1929 год. Автор: Аркадий Шишкин. Уральская область.
В автомобиле. Второй пилот Полина Осипенко (слева) и командир экипажа Валентина Гризодубова. 24 сентября 1938 года. Автор: Александр Устинов. Московская область, Щелково.
«Исход». После налета немецкой авиации. Июнь 1942 года. Автор: Евгений Халдей. Мурманск.
«Исход»
июнь 1942
Халдей Евгений Ананьевич
Портрет летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии. 1948–1950 годы. Автор: Евгений Халдей.
«На целину!» Возвращение домой. Из серии «Возвращение на родину». 1956 год. Автор: Всеволод Тарасевич. ГДР, Дрезден.
«На целину!» Возвращение домой
1956 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Эшелон с демобилизованными воинами и техникой прибыл из Германии на станцию Брест. Из серии «Возвращение на родину». 1956 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Белорусская ССР.
Мужчина и женщина в холле. 1958 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Украинская ССР, Харьков.
Мужчина и женщина в холле
1958 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Пассажиры на перроне железнодорожного вокзала. 1958 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Украинская ССР, Харьков.
Пассажиры на перроне железнодорожного вокзала
1958 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Автобус в аэропорт. 1964 год. Автор: Евгений Умнов. Москва.
Автобус в аэропорт
1964 год
Умнов Евгений Петрович
Мужчины с чемоданами на поле с вертолетами. Из серии «Край земли. Ненцы». 1965 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Архангельская область, Ненецкий НО.
Мужчины с чемоданами на поле с вертолетами
1965 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
У Московского вокзала. 1965 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Ленинград.
У Московского вокзала
1965 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
На железнодорожном перроне. Из серии «Студенческий отряд МГУ на Соловках». 1967 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Москва.
На железнодорожном перроне
1967 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Посадка на теплоход «Лермонтов». Из серии «Студенческий отряд МГУ на Соловках». 1967 год. Автор: Всеволод Тарасевич. Архангельская область.
Посадка на теплоход «Лермонтов»
1967 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Аркадий Райкин на платформе вокзала. 1970-е. Автор: Р. Кучеров. Ленинград.
Новобранцы. 1972 год. Автор: Михаил Дашевский. Московская область.
Новобранцы
1972 год
Дашевский Михаил
Строители КАМАЗа. 1973–1977 годы. Автор: Геннадий Копосов. Набережные Челны.
Строители КАМАЗа
1973 - 1977
Копосов Геннадий Викторович
«На побывку». 1977 год. Автор: Александр Стешанов.
«На побывку»
1977 год
Стешанов Александр
Казанский вокзал. 3 августа 1987 года. Автор: Александр Бобкин. Москва.
Казанский вокзал
3 августа 1987
Бобкин Александр Алексеевич
«Смотрите, кто приехал!» Вячеслав Полунин. 1990-е. Автор: Борис Каулин. Челябинск.
«Смотрите, кто приехал!»
1990-е
Каулин Борис Георгиевич
1/22
Вы посмотрели выставку «Чемоданное настроение»
Вам понравилось?
5 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Портреты известных личностей XX века на снимках Марка Маркова-Гринберга
Марк Гринберг родился в Ростове-на-Дону, и там началась его карьера фотографа. Сначала он работал журналистом в отделе происшествий газеты «Советский Юг», потом перешел в отдел фотокорреспондентов. Первым большим успехом стал портрет Владимира Маяковского, сделанный в гостиничном номере во время визита поэта в Ростов-на-Дону в 1926 году. В комнате было очень скудное освещение, но фотограф не растерялся и использовал в качестве отражателя простыню. Снимок, сделанный по заданию газеты «Советский Юг», опубликовал и московской «Огонек». В том же 1926 году Марков-Гринберг переехал в Москву, где начал работать на разные издания: был фотокорреспондентом профсоюзных журналов, снимал для «Смены». В 1930 году его пригласили на постоянную работу в агентство «Пресс-клише» ТАСС (название затем менялось на «Союзфото» и на «Фотохронику»). В 1934 году Марков-Гринберг отправляется на Донбасс делать серию снимков о шахтере-ударнике Никите Изотове, регулярно перевыполнявшем норму на сотни и тысячи процентов. Чтобы сделать убедительный очерк и прочувствовать особенности шахтерской жизни, Марков-Гринберг провел с Изотовым шесть месяцев. С началом Советско-финляндской войны в 1939 году фотограф был командирован на фронт корреспондентом ТАСС. На Великую Отечественную он, однако, попал сначала рядовым связистом, и только в 1943-м его назначили фотографом армейской газеты «Слово бойца». В центральную прессу его снимки почти не попадали. После войны его долго не демобилизовывали, и он продолжал служить в военной прессе – был корреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете». Далее была работа при ВСХВ (нынешней ВДНХ), а с 1957 года и до ухода на пенсию в 1973 году — в редакции журнала «Художественная самодеятельность», а после его объединения с журналом «Клуб» (1963) — «Клуб и художественная самодеятельность». Первая персональная выставка Маркова-Гринберга состоялась в 1997 году, в год его 90-летия. До 100-летия фотограф не дожил чуть более года.
Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)
Зельма родился в Ташкенте. В 1920-м или 1921-м семья переехала в Москву, спасаясь от тяжелых условий жизни во время Гражданской войны. В дополнение к школе Георгий посещал студию пролетарских фильмов «Пролеткино», где учился операторской работе, и школьный фотоклуб. В 1924 году семья Зельмановичей (Зельма – творческий псевдоним фотографа) вернулась в Ташкент. С деревянной камерой и штативом Зельма путешествовал по кишлакам и документировал уклад жизни Средней Азии и его изменения. Популярным фотосюжетом в те годы было раскрепощение восточных женщин: эту тему раскрывают кадры Зельмы «Международный женский праздник 8 Марта» (1924), «Долой чадру!» (1925) и др. Зельма считался специалистом по Средней Азии, и даже когда он обосновался в Москве в 1929 году, его нередко командировали на родину. В начале 1930-х годов он начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке». С 1934 года Зельма – фотокорреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны он работал военным фотокорреспондентом журнала «Отечественная война» и газеты «Известия». Самый известный цикл работ этого периода – репортажи из Сталинграда, где он вел хронику боев с июля 1942 года по февраль 1943 года. «Бой за этаж», «Братская могила», «Письмо домой», Боевые друзья», «Флаг победы над Сталинградом» стали классикой фронтового репортажа. После освобождения Сталинграда Зельма работал в Украине. В «Советском фото» № 12 за 1980 год Зельма рассказал историю фотографии 1943 года «Награда патриоту», сделанной в Днепропетровской области: генерал прикрепляет медаль бородатому старику, железнодорожнику-стрелочнику Михаилу Помпику. Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы… для меня самое высокое признание – этот „стенд“». После войны фотограф работал в журналах «Советская женщина», «Огонек», с 1962 года – в Агентстве печати «Новости». В последние годы жизни Зельма помог создать детскую фотостудию в подмосковном поселке Вороново и много сил отдавал работе с ее учениками.
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Чемоданное настроение