Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Троицкая башня и Троицкий мост в Московском Кремле, 1 декабря 1957 - 31 декабря 1959, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Кремль и квартал Васильевской площади с Раушской набережной, 1898 - 1901, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Москва-река во время ледохода, 1931 год, г. Москва, Большой Москворецкий мост. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Большой Москворецкий мост, Московский Кремль, 1955 - 1965, г. Москва, Берсеневская набережная. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках, 1880-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид Московского Кремля и Большого Каменного моста, 1957 - 1965, г. Москва. Выставки «Мосты Москвы», «Привет, привет! Пока, пока!» с этой фотографией.
Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, 1955 - 1965, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама Москвы с Вшивой горки, 1884 год, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Жилой дом на Котельнической набережной. Москва-река.  Большой Устьинский мост. Прогулочный речной теплоход «Москвич», 1955 - 1956, г. Москва. Выставки: «Москва и москвичи», «Мосты Москвы», видео «Лидия Смирнова. Эпизод из жизни» с этой фотографией.
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Панорама строительства Большого Крымского моста, 1936 - 1938, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Крымский мост, 1960-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Москва-река и Новоспасский мост, 2 мая 1981 - 2 октября 1982, г. Москва. Фотография из архива Олега Линева.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Бородинский мост, 1913 - 1919, г. Москва. Построен в 1911-1912 годах инженерами Николаем Осколковым, М. И. Щекотовым и архитектором Романом Клейном (при участии Алексея Чичагова) как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Перестроен в 1952 и 1999-2001 годах с заменой несущих пролетов, расширением и надстройкой опор.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Бородинский мост, 1980-е, г. Москва. Выставки «Москва в объективе Николая Рахманова» и «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Старый Краснолужский мост через Москву-реку, 1920-е, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перевозка катера «Надежда» с верфи Штарка на станцию «Воробьевы Горы» Окружной железной дороги, 1916 год, г. Москва. Сергиевский железнодорожный мост. В 1917 году переименован в Андреевский.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Демонтаж Андреевского моста, 1999 год, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы», видео «Лужков: соратник, мэр и муж» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 4. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 1. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Перенос моста, май 1999, г. Москва. Фото № 2. Пушкинский (Андреевский) мост построен в 1999 году с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного в 1905–1907 годах по проекту инженеров Лавра Проскурякова, Петра Каменцева и архитектора Александра Померанцева. Был перемещен на новое место в связи со строительством Третьего транспортного кольца.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Дворцовый мост на Яузе, 1921 год, г. Москва. Построен в 1777 году по проекту архитектора Семена Яковлева на месте прежнего деревянного Солдатского моста. До 1940 года мост назывался Дворцовым, ныне – Лефортовский. Фотооткрытка из серии «Уходящая Москва», которую издавала Трудовая артель по изданию художественных иллюстраций «Миф». По материалам Мосгубмузея.Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Лефортовский мост, 1980-е, г. Москва. Выставки «Мосты Москвы» и «Москва в объективе Николая Рахманова» с этой фотографией.
Вид с Костомаровского моста на Спасо-Андроников монастырь, 2 мая 1981 - 4 сентября 1982, г. Москва. Фотография из архива Олега Линева.Выставки: «Без фильтров–3. Любительская фотография 80-х», «Мосты Москвы» с этим снимком.
Река Яуза и Андроников виадук, май - июнь 1967, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Симонов монастырь, 1910 год, г. Москва. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место. После установления советской власти в 1920 году был упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.Выставки: «ЗИЛ: осталась только легенда», «Мосты Москвы» с этой фотографией.
Садовнический мост, февраль 1994, г. Москва. Выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста, 11 июня 1972, г. Москва. Выставки «Москва Владимира Сергиенко» и«Мосты Москвы» с этой фотографией. 
Мостик в Замоскворечье, февраль 1994, г. Москва. Выставки «Мосты Москвы» и «А снег идет, а снег идет, и все вокруг чего-то ждет…» с этой фотографией.
Мост Победы, 1945 - 1955, г. Москва. Один из первых памятников Победы в Москве. Строительство началось во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Архитектор - Дмитрий Чечулин, скульптор - Николай Томский. В 1960—1961 годах мост был значительно реконструирован. Проезжая часть была расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Авторы нового проекта моста — инженер И. Ю. Аршавский и архитектор Константин Яковлев.Видео «Борис Игнатович», выставка «Мосты Москвы» с этой фотографией.
Троицкий мост – старейший сохранившийся каменный мост Москвы. Построен в 1516 году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Мост был проложен через реку Неглинную, которую в XIX веке спрятали в подземный коллектор. На этом месте разбили Кремлевские сады.
Троицкая башня и Троицкий мост в Московском Кремле
1 декабря 1957 - 31 декабря 1959
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
Большой Москворецкий мост. На фото конца XIX века мост уже с металлическими пролетами конструкции инженера Аманда Струве. С XV века на этом месте стоял наплавной мост. В XVII веке построили деревянный свайный мост.
На фото – Москва-река во время ледохода. Большой Москворецкий мост. 1931 год. Неизвестный автор.
Москва-река во время ледохода
1931 год
Неизвестный автор
Современный мост открыт в 1938 году, авторы проекта – архитекторы Алексей Щусев и Патвакан Сардарьян, инженер В. Кириллов. На фото – Вид на Большой Москворецкий мост, Московский Кремль. 1955–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
Большой Каменный мост. В 1859 году на месте старого Каменного моста построили новый. Он был трехпролетный, с металлическими фермами. Простоял до середины 1930-х годов. На фото – Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках. 1880-е. Неизвестный автор.
В 1938 году ниже по течению открыли современный Большой Каменный мост. Архитекторы: Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, инженер: Н. Калмыков. На фото – Вид Московского Кремля и Большого Каменного моста. 1957–1965 годы. Автор: Иван Шагин.
На ограде моста можно найти Герб Москвы, введенный в 1924 году и просуществовавший до 1993 года. А на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама Кремля именно с Большого Каменного моста.
Большой Устьинский мост. Старый мост, предшественник современного, был построен в 1881 году. На фото – Панорама Москвы с Вшивой горки. 1884 год. Неизвестный автор.
Панорама Москвы с Вшивой горки
1884 год
Неизвестный автор
В 1938 году инженером Владимиром Вахуркиным при участии архитекторов Георгия Гольца и Д. Соболева был сооружен новый мост. В одном из пролетов – шесть арок из специально разработанной стали для Дворца Советов.
Крымский мост. Единственный висячий мост через Москва-реку. Строился в 1936–1938 годах по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Константинова взамен старого. На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
На фото – Панорама строительства Большого Крымского моста. 1936–1938 годы. Автор: Александр Устинов.
Панорама строительства Большого Крымского моста
1936 - 1938
Устинов Александр Васильевич
Цепи сделаны из стали типа «ДС» («Дворец Советов»), выплавленной специально для строительства так и не возведенного Дворца Советов. На фото – Крымский мост. 1960-е. Автор: Валентин Хухлаев.
Крымский мост
1960-е
Хухлаев Валентин Константинович
Новоспасский мост. Название получил в честь расположенного рядом Новоспасского монастыря. В основе нынешнего моста – опоры стального Новоспасского моста, построенного в 1911 году. На фото – Москва-река и Новоспасский мост. 1981–1982 годы. Автор: Олег Линев.
Москва-река и Новоспасский мост
2 мая 1981 - 2 октября 1982
Линев Олег Иванович
Бородинский мост. На фото – мост, построенный к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Въезды на мост были декорированы с одной стороны обелисками, с другой – закругленными колоннадами.
Бородинский мост
1913 - 1919
Неизвестный автор
В 1952–1953 годах мост был расширен. На фото – Бородинский мост. 1980-е. Автор: Николай Рахманов.
Бородинский мост
1980-е
Рахманов Николай Николаевич
Фото 1920-х годов, в это время мост носил название Краснолужского. До революции мост на этом месте назывался Мостом Императора Николая II, в 2002 году – Лужнецким (Новым Краснолужским мостом). В 2001 году современный Лужнецкий мост построили на опорах, на которых стоял старый Краснолужский мост.
Старый Краснолужский мост через Москву-реку
1920-е
Гринберг Александр Данилович
Андреевский железнодорожный мост. Построен по проекту инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева. Они же отвечали и за Краснолужский мост. Первоначально мост назывался Сергиевским, в память о московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче.
С использованием основных конструкций старого Андреевского моста в 1999 году был построен Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Со стороны Пушкинской набережной (Нескучного сада) сохранена табличка с историей моста. На фото – Демонтаж Андреевского моста. 1999 год. Автор: Валерий Усманов.
Демонтаж Андреевского моста
1999 год
Усманов Валерий
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Перенос моста. Май 1999 года. Автор: Виталий Белый.
Перенос моста
май 1999
Белый Виталий Павлович
Лефортовский мост в Москве. До 1940 года назывался Дворцовым. Архитектор – Семен Яковлев. Построен в XVIII веке. На фото – Дворцовый мост на Яузе. 1921 год. Неизвестный автор.
Дворцовый мост на Яузе
1921 год
Неизвестный автор
В 1940 году мост реконструировали: он стал длиннее и почти вдвое шире. На фото – Лефортовский мост. 1980-е. Автор: Николай Рахманов.
Лефортовский мост
1980-е
Рахманов Николай Николаевич
Андроников виадук. Мост построен в 1865 году для Нижегородской (ныне Курской) железной дороги.
Вид с Костомаровского моста на Спасо-Андроников монастырь
2 мая 1981 - 4 сентября 1982
Линев Олег Иванович
Можно увидеть небольшие балкончики – консоли смотровых ходов, через которые выведены водостоки. На фото – Река Яуза и Андроников виадук. Май – июнь 1967 года. Автор: Борис Смирнов-Русецкий.
Река Яуза и Андроников виадук
май - июнь 1967
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
Симоновский мост. Построен в 1893–1894 годах. Мост был плашкоутным – это плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. В 1930-е уже не существовал. На фото – Симонов монастырь. 1910 год. Неизвестный автор.
Симонов монастырь
1910 год
Неизвестный автор
Садовнический мост. В основе этого моста – трубы теплотрассы, связывающей Замоскворечье с тепловой электростанцией ГЭС-1 на Раушской набережной. Проложить трубы по дну оказалось дорого, поэтому их пустили над каналом таким необычным способом.
Садовнический мост
февраль 1994
Абаза Александр Борисович
Чугунный мост. Нынешний мост – пятый на этом месте. Имя осталось от 3-го моста, построенного в 1835 году. На фото – Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста. 11 июня 1972 года. Автор: Владимир Сергиенко.
Вид на Пятницкую улицу от Чугунного моста
11 июня 1972
Сергиенко Владимир Петрович
Малый Москворецкий мост. Первоначальное название – «Новый Чугунный мост». Стоит на одной оси с Большим Москворецким мостом. Построен в 1937 году. Одна из особенностей: ширина больше его протяженности.
Мостик в Замоскворечье
февраль 1994
Абаза Александр Борисович
Мост Победы. Мост начали строить в 1943 году. В 1960–1961 годах путепровод расширили. В северной части – статуи воинов мужчины и женщины, в южной части – композиции «Слава русскому оружию».
Мост Победы
1945 - 1955
Игнатович Борис Всеволодович
1/31
Вы посмотрели выставку «Мосты Москвы»
Вам понравилось?
9 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
«Не принуждать, а развивать!»
Таким был принцип директора первой женской гимназии в Санкт-Петербурге Николая Вышнеградского. В 1858 году по указу Александра II на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (ныне Рубинштейна) открылась гимназия для девочек из всех сословий. Новое учебное заведение назвали «Мариинской женской гимназией» в честь покровительницы женского образования императрицы Марии Александровны. На первый курс было зачислено 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Гимназия содержалась за счет небольшой платы, которую вносили родители, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Предметы делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились литература, русский язык, закон Божий, история, естественные науки, математика, география, рукоделие и рисование. По пять рублей в год нужно было доплачивать за иностранный язык и за танцы, по одному рублю – за уроки музыки. В Мариинской гимназии не было наказаний, ученицы не носили форму и, в отличие от учебных заведений закрытого типа, могли свободно перемещаться по городу. Доступное женское образование стало очень востребованным, и Мариинские гимназии, по образцу петербургской, распространились по всей стране.
Гимназистки. Из воспоминаний Веры Федоровны Пановой
«В конце лета 1915 года я держала экзамены… и поступила в 1-й класс частной гимназии Любимовой. Помню экзамены: закон божий, русский (диктант), арифметика, география, языки французский и немецкий… Классы были как в теперешних школах, коридоры тоже. Только во втором этаже был большой зал, и в нем большая, во всю стену, картина – Христос, благословляющий детей. Каждое утро ученицы выстраивались шеренгами перед этой картиной-образом и пели молитвы. Хор был довольно слаженный, и петь нам нравилось. Пели мы "Царю небесный", "Спаси, Господи, люди твоя", еще что-то – я уж не помню… Учиться в гимназии мне и нравилось, и не нравилось. Нравилось, что учителя ко мне хорошо относились, что учение давалось легко, без надрыва. Нравился класс, он был хороший, дружный, без ябедничества, без ссор. Классную даму нашу Анну Аполлоновну мы не очень любили – за сухость и ворчливость, но, в общем, я шла в гимназию с охотой. …и все-таки гимназия мне мешала. Она мешала мне читать. Я тогда уже глотала множество книг, и мне не нравилось, что приходится откладывать интересное чтение для того, чтобы зубрить названия каких-то городов или решать задачу о путешественниках, идущих друг другу навстречу».
Мосты Москвы
Практичные сооружения, располагающие к сентиментальности в большом городе.