Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Еврейская театральная труппа М. Л. Генфера, 1 апреля 1912 - 1 октября 1912, г. Минск. Будущий актер Одесского ГОСЕТа, Заслуженный артист РСФСР Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер – 3-й справа в 4-м ряду.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
А. Оберберг в роли Мешулаха (Посланника) в спектакле «Диббук» театральной труппы Якова Либерта по пьесе С. Ан-ского, 1921 год, г. Киев. Адольф (Аркадий) Оберберг также работал в Одесском ГОСЕТе, стал известен как комедийный актер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Члены еврейского драматического кружка в театральном гриме, 1927 - 1929, г. Золотоноша. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля «200 тысяч» Артемовского самодеятельного еврейского театра по пьесе «Крупный выигрыш» Шолом-Алейхема, 1930 - 1934, г. Артемовск. Ныне город Бахмут.Из архива создателя театра Абрама Борисовича Финкельштейна.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Члены труппы Артемовского самодеятельного еврейского театра, задействованные в спектакле «200 тысяч» по пьесе «Крупный выигрыш» Шолом-Алейхема, 1930 - 1934, г. Артемовск. Крайняя слева в мужском костюме – Гитель Кримкер.Ныне город Бахмут.Из архива создателя театра Абрама Борисовича Финкельштейна. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля «200 тысяч» Артемовского самодеятельного еврейского театра по пьесе «Крупный выигрыш» Шолом-Алейхема, 1930 - 1934, г. Артемовск. Крайняя справа в мужском костюме – Гитель Кримкер.Ныне город Бахмут.Из архива создателя театра Абрама Борисовича Финкельштейна. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля «200 тысяч» Артемовского самодеятельного еврейского театра по пьесе «Крупный выигрыш» Шолом-Алейхема, 1930 - 1934, г. Артемовск. Крайняя слева в мужском костюме – Гитель Кримкер.Ныне город Бахмут.Из архива создателя театра Абрама Борисовича Финкельштейна. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Макет декораций к спектаклю Белорусского ГОСЕТа «Забастовка жнецов», 1935 год, г. Минск. Художник-постановщик – Аксельрод Меер, драматург - Лев Зискинд  (Löw Sigmund).Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Макет декораций к спектаклю Белорусского ГОСЕТа «Менахем-Мендл» по роману Шолом-Алейхема, 1938 - 1939, г. Минск. Художник – Меер Аксельрод, режиссер – Моисей Сокол.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Гостиница – макет декораций к спектаклю Белорусского ГОСЕТа «Менахем-Мендл» по роману Шолом-Алейхема, 1938 - 1939. Художник – Меер Аксельрод, режиссер – Моисей Сокол.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа, 1934 - 1936, г. Одесса. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля «Овечий источник» Одесского ГОСЕТа по пьесе Лопе де Вега, 1935 год, г. Одесса. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Актриса Одесского ГОСЕТа Лия Бугова в гриме, 1934 - 1938, г. Одесса. Перепечатка с оригинального снимка. Лия Исааковна Бугова – народная артистка УССР, играла также в Винницком и Киевском ГОСЕТе. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Актер Одесского ГОСЕТа Б. Х. (В. Е.) Шварцер в образе Гоцмаха из спектакля «Колдунья» по пьесе Абрама Гольдфадена, 1935 год, г. Одесса. Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер – Заслуженный артист РСФСР, автор воспоминаний.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком. 
Сцена из спектакля «Колдунья» Одесского ГОСЕТа по пьесе Абрама Гольдфадена, 1935 год, г. Одесса. В центре – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер  в роли Гоцмаха.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Кровь» Одесского ГОСЕТа по пьесе Бера Оршанского, 1936 год, г. Одесса. Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер в роли генерала Канапытого.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актер Одесского ГОСЕТа Б. Х. (В. Е.) Шварцер в роли матроса-анархиста «Сиплого» из спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, 1935 год, г. Одесса. Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер – Заслуженный артист РСФСР, автор воспоминаний.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. Слева в роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа «Тевье-молочник» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Одесса. Постановка Эфраима Лойтера. В роли Тевье – Биньомин Хаимович (Владимир Ефимович) Шварцер.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Синагога – макет декораций к спектаклю Биробиджанского ГОСЕТа им. Л. Кагановича «Уриэль Акоста» по пьесе Карла Фердинанда Гуцкова, январь - февраль 1938, г. Биробиджан. Постановка Моисея Гольдблата, декорации Ниссона Шифрина.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Восход» Крымского колхозного еврейского театра по рассказу «Сорняки» Э. Гордона, 1936 год, г. Симферополь. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Крымского колхозного еврейского театра «Воздушные доходы» по Шолом-Алейхему, 1935 год. Постановка Леонида Фатина.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля Крымского колхозного еврейского театра «Воздушные доходы» по Шолом-Алейхему, 1935 год. Постановка Леонида Фатина.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актер Киевского ГОСЕТа в образе, 1939 год. Надпись на обороте: «Моему лучшему педагогу и воспитателю Александре Вениаминовне Азарх на память Киев, 22.01.1939».Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актеры Киевского ГОСЕТа Софья Лейман и В. Киршенбойм (Киршенбаум) в образе, 1938 - 1939. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Стемпеню» Киевского ГОСЕТа по роману Шолом-Алейхема, 1937 год, г. Киев. Постановка Наума Лойтера. В роли скрипача Стемпеню – Моисей (Михаил) Ойбельман.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Открытие Бакинского Еврейского театра при доме ОЗЕТа, 30 мая 1933, г. Баку. Труппа и представители рабочих делегаций, общественных и профсоюзных организаций.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актриса Азербайджанского ГОСЕТа Ф. Я. Каневская в образе, 1933 - 1940, г. Баку. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Два кунилемла» Бакинского еврейского театра по пьесе Абрама Гольдфадена, 1933 год, г. Баку. Слева в роли Ривки – Ф. Я. Каневская.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Два кунилемла» Бакинского еврейского театра по пьесе Абрама Гольдфадена, 1933 год, г. Баку. Слева в роли Ривки – Ф. Я. Каневская.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актриса Азербайджанского ГОСЕТа Ф. Я. Каневская в спектакле «Колдунья»  по пьесе Абрама Гольдфадена, 1933 - 1940, г. Баку. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актриса Азербайджанский ГОСЕТа Ф. Я. Каневская в спектакле «Огни маяка» по пьесе Л. Карасева, 1935 - 1940, г. Баку. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актеры Азербайджанского ГОСЕТа в образах спектакля «Кровавая шутка» по роману Шолом-Алейхема, 1939 год, г. Баку. Верхний ряд (слева направо): А. М. Крамер, Т. И. Красновская (?), Яков Бергольский. Средний ряд: Мария Веллис (Пейсахович) (?), А. Я. Корищ (?), в центре – Софья Семеновна Иоффе. На полу – Иосиф Михайлович Миндлин.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Колдунья» Белорусского ГОСЕТа по пьесе А. Гольдфадена, 1943 год, г. Новосибирск. Постановка Виктора Головчинера.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Участники оперетты «Аршин Мал Алан» Украинского ГОСЕТа по пьесе У. Гаджибекова, 1945 - 1950, г. Черновцы. Верхний ряд: Абрам Нугер и его жена Шева Фингерова. Средний ряд (слева направо): М. Меламид, Софья Лейман; Евгения (Женя) Томская, Яков Гольман. Нижний ряд: Анна (Нюся) Шейнфельд, Моисей Теплицкий.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Актер Украинского ГОСЕТа Абрам Нугер в роли Султан-Бека в оперетте «Аршин Мал Алан» по пьесе У. Гаджибекова, 1945 - 1950. Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица», 1 мая 1958 - 1 октября 1959. Абрам (Аркадий) Петрович Нугер – артист и режиссер Харьковского ГОСЕТа, позже – Украинского ГОСЕТа в Черновцах.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица», 1 мая 1958 - 1 октября 1959. Абрам (Аркадий) Петрович Нугер – артист и режиссер Харьковского ГОСЕТа, позже – Украинского ГОСЕТа в Черновцах.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сиди Таль исполняет балладу «Сердце матери» в эстрадном моноспектакле «Всегда с вами», 1960-е, г. Черновцы. Постановка Абрама Нугера.Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Зямка Копач» Биробиджанского еврейского народного театра по пьесе Марка Даниэля, 1972 год, г. Биробиджан. Снимок сделан для советского журнала на идиш «Советиш Геймланд».Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Сцена из спектакля «Стемпеню» Биробиджанского еврейского народного театра по роману Шолом-Алейхема, 1973 год, г. Биробиджан. Слева – Берта (Бузя) Львовна Шильман (Шульман), руководительница театра. Справа – Борис Халин. Снимок сделан для советского журнала на идиш «Советиш Геймланд».Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Участники спектакля «Колдунья» Биробиджанского еврейского народного театра по пьесе А. Гольдфадена, 1972 - 1973, г. Биробиджан. Юная актриса в центре – Римма Лискович. Снимок сделан для советского журнала на идиш «Советиш Геймланд».Выставка «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России» с этим снимком.
Первые еврейские театры в Российской империи были частными и передвижными. После запрета в 1883 году спектаклей на идише они вынуждены были продолжать гастроли по Западным губерниям под видом «немецких» трупп, надеясь на неумение местных чиновников отличать эти языки на слух.
Еврейская театральная труппа М. Л. Генфера
1 апреля 1912 - 1 октября 1912
Эпштейн Л.
Запрет не касался издания пьес, но их постановку затрудняла цензура. Из-за этого истинный шедевр еврейской драмы пьеса «Диббук» С. Ан-ского был изначально написан на русском. В 1915 году автор перевел пьесу на идиш, но постановка состоялась только в 1920 году в Варшаве, а затем в Киеве.
Помимо гастролей профессиональных передвижных театров, во многих городах работали самодеятельные еврейские театры и драматические кружки.
Еврейская театральная традиция уходит корнями в средневековые любительские театрализованные постановки – Пуримшпили, ежегодные представления по мотивам книги Эстер на Пурим. Таким образом история еврейской самодеятельности старше истории еврейского профессионального театра, появившегося в 1870 годы.
В начале 1920-х на смену передвижной, но профессиональной и частной антрепризе пришла система государственных еврейских театров – ГОСЕТов, а еврейская самодеятельность в провинции продолжала независимое существование. Последний спектакль самодеятельный еврейский театр Артемовска сыграл в 1941 году.
Одним из актеров самодеятельного еврейского театра А. Б. Финкельштейна в Артемовске (УССР) был репрессированный в 1937 году Матвей Глускин, отец известного математика Л. М. Глускина. Также в труппе служили Анна Роскевич, Моисей Коган, Анна, Ната, Яков и Маля Кричак, Лев Землинский, Гитель Кримкер.
Кроме комедии «200 000», Артемовский самодеятельный еврейский театр поставил инсценировку романа Шолом-Алейхема «Тевье – молочник», «Колдунью» А. Гольдфадена, «Гершеле Острополера» М. Гершензона, «За океаном» Я. Гордина.
В начале 20-х годов все театральные объединения, играющие на идише, перешли под государственный контроль и вошли в ту же систему ГОСЕТов – государственных еврейских театров. Всего в СССР существовал 21 ГОСЕТ. Государственный еврейский театр БССР был открыт в Минске в 1926 году.
БелГОСЕТ гастролировал не только по городам бывшей Черты оседлости на территории БССР и УССР, но также выступал в Москве, Петербурге, Казани и других городах. В 20-е годы театр стремился также знакомить еврейскую публику с мировой классикой – произведениями Шекспира, Мольера и Лопе де Вега.
В БелГОСЕТе в разные периоды работали выдающиеся еврейские художники А. Г. Тышлер и М. М. Аксельрод. В 1938 году театр под руководством нового главного режиссера В. Я. Головчинера вернулся к национальной тематике, ориентируясь на произведения еврейской драматургии.
ГОСЕТ в Одессе был создан путем слияния Одесского государственного еврейского театра-студии и Винницкого передвижного еврейского театра. Такая модель постоянной «перетасовки» еврейских актеров между действующими театрами сохранилась до фактического исчезновения театра на идиш в СССР.
Сцена из спектакля Одесского ГОСЕТа
1934 - 1936
Неизвестный автор
В репертуар Одесского ГОСЕТа входили не только русская и еврейская, но и мировая классика. Спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега принес этому театру известность на ленинградских гастролях в 1937 году, когда внимание зрителей СССР было приковано к войне в Испании.
Ведущими актерами Одесского ГОСЕТа были Биньомин (Владимир) Шварцер и Лия Бугова. Она начинала свою карьеру в Виннице, а затем, как и ее коллега по ГОСЕТу А. Оберберг, работала в труппе Я. Либерта в Киеве. Лие Буговой удалось покорить не только еврейскую, но и широкую советскую сцену.
Заслуженный артист РСФСР Биньомин Шварцер провел на сцене еврейских театров 72 года. Особенно ценно, что он оставил воспоминания о своей долгой карьере. Годы в Одесском ГОСЕТе, где Шварцер занимался также режиссурой, он описал как самые счастливые и стабильные.
За время работы в Одесском ГОСЕТе Шварцер выступил в 24 ролях. В оперетте «Колдунья» А. Гольдфадена, отца-основателя профессионального еврейского театра, он сыграл неунывающего балагура-коробейника Гоцмаха. Эта пьеса 1878 года стала частью канона еврейских театров СССР.
Трагедия Б. Оршанского «Кровь» была одним из примеров современной драмы на сцене нескольких ГОСЕТов. Пьеса рассказывала о разных направлениях революционного подполья в Польше, но была и любовная линия. В Одесской постановке Шварцер играл генерала Канапытого.
«Походочкой, хриплым голосом, каждым его жестом я старался раскрыть сущность этого злобного врага революции», – так видел Шварцер свою роль матроса «Сиплого» в первом спектакле Одесского ГОСЕта по пьесе «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского.
Коронной ролью Шварцера в Одессе стала роль Тевье-молочника. Репетировать ее он начал еще в Московском ГОСЕТе, когда выступал в качестве дублера великого С. Михоэлса.
Тевье часто называют «еврейским королем Лиром». Изначально история Тевье и его пяти дочерей была написана Шолом-Алейхемом в форме цикла рассказов. Но широкой публике она известна, в основном, по сюжету мюзикла «Скрипач на крыше».
Тевье мечтает удачно выдать всех своих дочерей замуж, но его взгляды на выбор очередного избранника постоянно расходятся с представлениями о счастье и будущем невесты.
Старшая дочь, Цейтл, делает романтический выбор и выходит замуж за бедного портного вместо богатого мясника. Годл выбирает студента-революционера и отправляется с ним в итоге в ссылку.
Третья дочь, Хава, знакомится с русским писарем и принимает православие ради замужества. Тевье, согласно традициям, справляет по ней траур. Но на этом семейные трагедии не заканчиваются: четвертая дочь, Шпринца, обманутая своим женихом, топится в реке.
Младшая дочь, Бейлка, не ищет любви и выходит замуж за богатого подрядчика. Сначала он уговаривает Тевье ехать в Палестину, но в итоге разоряется сам и уезжает с женой в Америку. Несмотря на все невзгоды, Тевье не унывает, его образ проникнут оптимизмом и юмором.
Трагикомедия жизни Тевье-Молочника передает отголоски реальных событий еврейской истории в России: участие в революционном движении, эмиграция в Америку, погромы и выселение евреев из сельской местности.
Современники считали, что Шварцеру удалось передать все грани образа Тевье на сцене. Но звание Заслуженного артиста он получил за другую роль – в пьесе Д. Дэля «Яков Свердлов» Шварцер сыграл Ленина.
Открытие ГОСЕТа в Еврейской Автономной области было ожидаемым, но от этого не менее радостным событием. Костяк труппы составили выпускники студии при Московском ГОСЕТе. После учебных гастролей весь курс решил вернуться в Биробиджан и создать национальный театр. БирГОСЕТ работал с 1934 по 1949 годы.
В Крымской АССР также существовали национальные еврейские районы. Для «культурного обслуживания» их жителей в 1933 году был создан Крымский еврейский колхозный театр. Его основой стала еврейская труппа театра национальных меньшинств Крыма, режиссером – Илья Корик, а руководителем – Эфраим Лойтер.
Спустя всего год деятельность театра достигла широкого размаха. Постоянный коллектив составлял 16 человек, театр дал 184 спектакля, из них 25 детских и 165 в селах, часто под открытым небом.
Еврейский театр в Крыму просуществовал всего 7 лет, но большинство актеров еще некоторое время продолжало работать на еврейской сцене. Например, супруги-артисты Бетя Портная и Симон Гохберг переехали в Киев, где были приняты в труппу Киевского ГОСЕТа.
Еще в 1925 году в Харькове, на тот момент – столице УССР, был организован Всеукраинский ГОСЕТ. ГОСЕТ в Киеве открылся в 1928 году, в его труппу вошли часть актеров из Харькова и Киевского театра на идиш «Кунст Винкл», расформированного в том же году.
Актер Киевского ГОСЕТа в образе
1939 год
Неизвестный автор
В 1934 году, после переноса столицы в Киев, Харьковский ГОСЕТ был закрыт, а Киевский стал Всеукраинским и получил самый звездный состав на еврейской сцене. Репертуар тоже изменился. Театр ставил в основном советскую еврейскую и русскую драму, но с середины 30-х обратился к еврейской классике.
В 1930–1937 годы Киевский ГОСЕТ возглавлял режиссер Б. Вершилов, переехавший из Москвы вместе со своей театральной студией. М. Ойбельман был одним из ее выпускников, вошедших в труппу. После ухода Вершилова на русскую сцену, театр возглавил Наум Лойтер. Его дебютом в Киеве стал спектакль «Стемпеню».
В 1933 году бывший режиссер Крымского колхозного еврейского театра Илья Корик создал самодеятельный еврейский театр в Баку, который вскоре стал профессиональным. В 1934 году он занял здание Хоральной синагоги. В 1936 году Бакинский еврейский театр был официально переименован в Азербайджанский ГОСЕТ.
За свою короткую историю Азербайджанский ГОСЕТ пережил несколько изменений репертуарной политики, но всегда находил место для постановок еврейской классики. И. Корик поставил две пьесы отца-основателя еврейского театра А. Гольдфадена – «Два Кунилемла» и «Колдунья».
Комедия ошибок «Два кунилемла» имеет второе название – «Фанатик». Речь идет о богатом хасиде, мечтающем выдать дочь замуж за Кунилемла, глупого, увечного и самонадеянного, зато богобоязненного сына старосты синагоги.
Но девушка влюблена в вольнодумца Макса – студента-медика. Чтобы добиться руки своей возлюбленной, он решает замаскироваться под Кунилемла. Мать девушки Ривка и отец Кунилемла разделяют новые ценности молодых людей и противостоят ограниченности «фанатиков».
Популярность «Колдуньи» Гольдфадена, вероятно, объясняется знакомым, но закрученным сюжетом. Его основа напоминает «Золушку»: злая мачеха при помощи своей сестры с репутацией колдуньи плетет интриги против юной падчерицы и ее возлюбленного, но после множества перипетий добро неизбежно побеждает.
В 1935 году художественным руководителем Азербайджанского ГОСЕТа был назначен талантливый режиссер и актер Иосиф Миндлин. Он стремился разнообразить репертуар мировой и русской классикой, а также современными пьесами. Чтобы отразить местную тематику, ГОСЕТ в Баку поставил «Хаят» Мирзы Ибрагимова.
Последним спектаклем Азербайджанского ГОСЕТа стала «Кровавая шутка». Этот роман Шолом-Алейхем написал по следам дела Бейлиса. В либретто упор был сделан на комедийную, а не национальную составляющую, нежелательные с советской точки зрения идеи вымараны. Но партийное руководство осталось недовольно.
Во время войны оставшиеся ГОСЕТы продолжали работать в эвакуации в Сибири и Средней Азии. После 1945 года власти не спешили возвращать еврейские театры в родные города и родные стены. Так Одесский ГОСЕТ вынужденно стал передвижным театром, а Киевский (Всеукраинский) ГОСЕТ был направлен в Черновцы.
В Черновцах ГОСЕТ продолжал активно ставить и еврейскую классику, и пьесы советских авторов. Но в конце 40-х в рамках «борьбы с космополитизмом» приверженность еврейской национальной драматургии стала предметом резкой критики. Вероятно выбор пьесы азербайджанского автора был попыткой ее избежать.
Актер Абрам Нугер попал во Всеукраинский ГОСЕТ после ликвидации Харьковского. Он славился не только выдающимися актерскими, но и вокальными данными. Свой творческий путь Нугер начал в канторском хоре мальчиков при синагоге.
Своим многогранным талантом Абрам Нугер продолжает традицию актеров еврейского народного театра, которые были мастерами импровизации. Одна из самых интересных ролей Нугера – традиционно мужская роль Бобэ Яхнэ, колдуньи из одноименной пьесы Гольдфадена.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица»
1 мая 1958 - 1 октября 1959
Неизвестный автор
В ГОСЕТЕ в Черновцах Нугер попробовал себя также в качестве режиссера, именно он отвечал за постановку «Вассы Железновой» М. Горького. Шева Фингерова, супруга А. Нугера, также служила в ГОСЕТе. После закрытия театра в 1950 году они оба были переведены в Одесский театр оперетты.
Абрам Нугер. Фото из серии «Мускулатура лица»
1 мая 1958 - 1 октября 1959
Неизвестный автор
А. Нугер выступил в качестве автора музыки и текста и режиссера эстрадного спектакля Сиди Таль – популярнейшей исполнительницы на идиш, артистки Черновицкой филармонии. Баллада «Сердце матери» посвящена теме Холокоста, она представляет собой монолог-плач матери, потерявшей детей в Бабьем Яру.
Возрождение еврейского театра в ЕАО, как и в Москве, началось в 60-е годы. Биробиджанский еврейский народный театр был основан группой энтузиастов во главе с режиссером М. Бенгельсдорфом и музыкантом А. Гершковым в 1965 году.
В Биробиджан приехали супруги Михаил Ефимович Шейн и Берта Львовна Шильман, оба бывшие артисты Московского ГОСЕТа, которым удалось избежать ареста, уехав на Сахалин. После смерти Бенгельсдорфа в 1971 году Б. Шильман стала художественным руководителем Еврейского народного театра почти на 20 лет.
Под руководством Бузи Шильман снова была поставлена «Колдунья» Гольдфадена и многие другие спектакли. В 70-е годы коллектив театра насчитывал более 40 артистов. Еврейский театр в Биробиджане существует и сейчас.
1/48
Вы посмотрели выставку «Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России»
Вам понравилось?
4 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
Еврейский театр за пределами столиц – из коллекции Музея истории евреев в России
Профессиональный еврейский театр в Российской империи изначально был провинциальным феноменом, рассчитанным на жителей Черты оседлости. Он достиг расцвета в 1920-е, когда театры на идише и иврите появились в Москве и Петербурге, а в других городах еврейская театральная жизнь закипела с новой силой.