Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.
Симонов монастырь
1910 год
Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
Эмблема АМО
1929 год
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.
Готовые грузовики
1929 год
В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.
«Мы пришили к пуговице пальто» – так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.
Заводской пейзаж зимой
15 января 1960
В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. «Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми». После смерти Лихачева завод назовут его именем.
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.
ЗИС-101
1938 год
ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха – все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназнался Сталину.
Легковой автомобиль ЗИС-110
1954 - 1956
Душ перед выпуском.
22 марта 1959 года. Автор: Валентин
Хухлаев. Москва.
Душ перед выпуском
22 марта 1959
Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
На сборочном конвейере ЗИЛ-157.
18 октября 1959 года. Автор: Валентин
Хухлаев. Москва.
На сборочном конвейере ЗИЛ-157
18 октября 1959
Водитель-испытатель ЗИЛ.
25 августа 1968 года. Автор: Валентин
Хухлаев. Московская область.
Водитель-испытатель ЗИЛ
25 августа 1968
На заводе производили не только автомобили: под маркой «ЗИЛ» выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.
Холодильники ЗИЛ на зкспорт
10 декабря 1961
При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ, а в 1990-е – в Московский государственный индустриальный университет – МГИУ.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях
20 марта 1963
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам.
20 марта 1963 года. Автор: Валентин
Хухлаев. Москва.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам
20 марта 1963
Конструктивистское здание ДК «ЗИЛ» построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.
Дворец культуры ЗИЛ
апрель - май 1955
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции. Декабрь 1937 года. Автор: Георгий
Зельма. Москва.
Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро «Завод имени Сталина». В 1956-м ее переименуют в «Автозаводскую».
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
ЗИЛ – целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года «Вагранка», вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.
В техническом кабинете завода
15 мая 1965
Работники ЗИЛа на митинге.
30 апреля 1976 года. Автор: Юрий
Садовников.
Работники ЗИЛа на митинге
30 апреля 1976
Завод ЗИЛ. 1967 год. Автор: Евгений
Халдей. Москва.
Завод ЗИЛ
1967 год
Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.
Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.
Отгрузка автомобилей потребителям
5 февраля 1974
В 2000-х часть зданий огромного комплекса была снесена. В настоящее время на территории производственной зоны «ЗИЛ» ведется масштабная реорганизация. В планах – строительство жилого микрорайона, делового центра, парка, спортивного кластера.
Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов
22 декабря 1978
1/26
Другие фотовыставки
ЗИЛ: осталась только легенда
Завод ЗИЛ – известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения. Сотрудники ЗИЛа – отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой. Настоящий город в городе, уже ставший легендой.