Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Симонов монастырь, 1910 год, г. Москва. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место. После установления советской власти в 1920 году был упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
Эмблема АМО, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).
Готовые грузовики, 1929 год, г. Москва. Из серии «Завод АМО» (т.е. «Автомобильного московского общества», ныне АМО ЗИЛ).
Приезд Максима Горького на автомобильный завод, 1928 год, г. Москва
Заводской пейзаж зимой, 15 января 1960, г. Москва
Максим Горький и директор 1-ого Государственного автомобильного завода Иван Лихачев с фотокорреспондентами, 1928 год. Выставка «Фотографы» с этой фотографией.
ЗИС-101, 1936 - 1941, г. Москва. Выставка «На посту» с этой фотографией.
Легковой автомобиль ЗИС-110, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.
Душ перед выпуском, 22 марта 1959, г. Москва. ЗИЛ-111. Выставка «Валентин Хухлаев. Энциклопедия репортажа» с этой фотографией.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.
На сборочном конвейере ЗИЛ-157, 18 октября 1959, г. Mосква
Водитель-испытатель ЗИЛ, 25 августа 1968, Московская обл.
Холодильники ЗИЛ на зкспорт, 10 декабря 1961, г. Москва
Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высоко квалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам, 20 марта 1963, г. Москва. Для подготовки собственных высоко квалифицированных кадров при заводе создано Высшее техническое училище.
Дворец культуры ЗИЛ, апрель - май 1955, г. Москва
Карнавал во Дворце культуры 1-го Государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина в честь годовщины Сталинской конституции, декабрь 1937, г. Москва. Дворец культуры ЗИЛ – памятник архитектуры конструктивизма, спроектированный братьями Весниными. Построен в в 1930-1937 годах.
У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва
У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962, г. Москва
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев.
В техническом кабинете завода, 15 мая 1965, г. Москва
Работники ЗИЛа на митинге, 30 апреля 1976, г. Москва
Завод ЗИЛ, 1967 год, г. Москва. Антиамериканский митинг против Вьетнамской войны.
Наладка автоматической линии 1л96 обработки блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130, 18 марта 1963, г. Москва. На заводе завершается полное переоснащения и отладка оборудования для серийного выпуска V-образных восьмицилиндровых двигателей для автомобиля серии ЗИЛ-130. 
Отгрузка автомобилей потребителям, 5 февраля 1974, г. Москва. На железнодорожной площадке автозавода.
Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов, 22 декабря 1978, г. Москва. При Объединении «ЗИЛ» создан специальный завод по изготовлению карданных валов.
Завод был построен на территории, известной несколькими объектами: Симонову и Даниловскому монастырям и Тюфелевой роще. В начале XX века там появились несколько заводов, в том числе первый автомобильный завод в России.
Симонов монастырь
1910 год
Неизвестный автор
Завод сменил несколько названий: АМО, 1-й ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. Носил имена итальянского анархиста Пьетро Ферреро, Иосифа Сталина, директора завода Ивана Лихачева.
Эмблема АМО
1929 год
Родченко Александр Михайлович
В 1924 году первые десять грузовиков АМО-Ф-15, выкрашенных в красный цвет, проехали по Красной площади. Дальше был испытательный пробег, после которого начался их серийный выпуск.
Готовые грузовики
1929 год
Родченко Александр Михайлович
В 1926 году директором завода стал Иван Лихачев. Бывший слесарь и матрос, он занял должность в 30 лет. При нем начался массовый выпуск автомобилей, и завод превратился в настоящий автогигант.
Приезд Максима Горького на автомобильный завод
1928 год
Петров Николай Александрович
«Мы пришили к пуговице пальто» – так Лихачев описал результаты первой реконструкции завода. В цехах установили новейшее американское оборудование, которое позволило повысить годовой выпуск автомобилей практически в 8 раз.
Заводской пейзаж зимой
15 января 1960
Хухлаев Валентин Константинович
В Америке Лихачев встретился с создателем автомобильной империи Генри Фордом и получил от него приглашение на работу. «Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми». После смерти Лихачева завод назовут его именем.
ЗИС-101. Первая легковая машина завода представительского класса. На ней перемещались партийная элита, работники дипломатической службы, деятели культуры. Такие автомобили были у актрисы Любови Орловой, писателя Алексея Толстого.
ЗИС-101
1936 - 1941
Евзерихин Эммануил Ноевич
ЗИС‑110. К его разработке приступили еще во время войны. Хорошая шумоизоляция, радиоприемник, часы, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха – все это было в новинку для советского автопрома. Несколько экземпляров были сделаны с бронированными стеклами. Один из них предназнался Сталину.
Легковой автомобиль ЗИС-110
1954 - 1956
Баженов Е. И.
Душ перед выпуском
22 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Автомобили ЗИЛ, наравне с иностранными марками, составляли парк Гаража особого назначения и были закреплены за членами Политбюро и их семьями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
На сборочном конвейере ЗИЛ-157
18 октября 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Водитель-испытатель ЗИЛ
25 августа 1968
Хухлаев Валентин Константинович
На заводе производили не только автомобили: под маркой «ЗИЛ» выпускались автобусы, холодильники, велосипеды.
Холодильники ЗИЛ на зкспорт
10 декабря 1961
Хухлаев Валентин Константинович
При ЗИЛе существовал завод-ВТУЗ. Студенты сочетали учебу с работой на производстве. В 1980-е он переименован в Московский автомобилестроительный институт – МАСИ, а в 1990-е – в Московский государственный индустриальный университет – МГИУ.
Студенты ВТУЗ ЗИЛ на занятиях
20 марта 1963
Хухлаев Валентин Константинович
Студенты ВТУЗ ЗИЛ готовятся к зачетам
20 марта 1963
Хухлаев Валентин Константинович
Конструктивистское здание ДК «ЗИЛ» построено в 1930-е годы по проекту братьев Весниных. Свободная планировка, панорамные окна, строгие геометрические формы характеризуют признанный памятник московского авангарда. На крыше спланирован раздвижной купол обсерватории.
Дворец культуры ЗИЛ
апрель - май 1955
Хухлаев Валентин Константинович
Каждый день, сверяясь с часами на проходной, тысячи сотрудников спешили на работу. Большинство автозаводцев пользовались открытой в 1943 году станцией метро «Завод имени Сталина». В 1956-м ее переименуют в «Автозаводскую».
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
Хухлаев Валентин Константинович
У проходной можно было сесть на специальный местный автобус и доехать до своего производственного корпуса.
У проходной завода имени Лихачева
21 марта 1962
Хухлаев Валентин Константинович
ЗИЛ – целый город в городе со своей инфраструктурой. На территории находились магазины, столовые, кафе. Сотрудники и их семьи пользовались специальными поликлиниками, больницами, детскими садами и санаториями.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
На заводе выходили несколько газет. Первая, издававшаяся с 1922 года «Вагранка», вывешивалась в каждом цехе и в коммунальных домах.
В техническом кабинете завода
15 мая 1965
Хухлаев Валентин Константинович
Работники ЗИЛа на митинге
30 апреля 1976
Садовников Юрий Николаевич
Завод ЗИЛ
1967 год
Халдей Евгений Ананьевич
Завод смог пережить кризис 1990-х, но производство автомобилей сократилось.
Последний грузовой автомобиль был выпущен в 2016 году и продан в трамвайный парк Казани.
Отгрузка автомобилей потребителям
5 февраля 1974
Хухлаев Валентин Константинович
В 2000-х часть зданий огромного комплекса была снесена. В настоящее время на территории производственной зоны «ЗИЛ» ведется масштабная реорганизация. В планах – строительство жилого микрорайона, делового центра, парка, спортивного кластера.
Сменная бригада слесарей-сборщиков карданных валов
22 декабря 1978
Хухлаев Валентин Константинович
1/26
Вы посмотрели выставку «ЗИЛ: осталась только легенда»
Вам понравилось?
6 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
ЗИЛ: осталась только легенда
Завод ЗИЛ – известнейший автогигант столицы. Возникший как первый автомобильный завод еще в дореволюционной России, он превратился в лидера автопрома в советское время. Автомобили этой марки неизменно составляли список Гаража особого назначения. Сотрудники ЗИЛа – отдельная категория жителей столицы со своим жильем, детскими садами, поликлиниками, санаториями. Своим университетом, Домом культуры и даже своей футбольной командой. Настоящий город в городе, уже ставший легендой.