Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Шорцы, 1989 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Эльбеза. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Шорки с балалайкой, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа», «СССР в 1982 году» и видео «Байка о балалайке» с этой фотографией. 
Шорские дети и студент исторического факультета КемГУ, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. КемГУ – Кемеровский государственный университет. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Усадьба шорской семьи, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Одаг, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Дальний Кезек. Одаг – свадебный шалаш шорцев, в котором молодожены должны были провести три дня.В одаг не приносили старые предметы обихода и одежду, боясь, что с ними может проникнуть злой дух – айна. При помощи огнива, жених должен был развести костер в одаге, большое значение имела скорость, с которой новобрачный высечет искру – быстрый результат сулил новобрачным благополучную семейную жизнь, а по количеству ударов о камень, определяли, сколько у новоиспеченного мужа будет жен.Покидая свадебную юрту, молодые супруги при помощи тлеющих поленьев из догорающего очага поджигали ее. Сожжение одага имело глубокий сакральный смысл в свадебной церемонии шорцев. Огонь преграждал дорогу злому духу айна, не позволяя ему последовать за молодоженами.Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Жилой дом, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Срубная хозяйственная постройка – амбар под двухскатной крышей, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Старая кузница, август 1988, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Навес из жердей на охотничьем стане, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Сборы на охоту, 1989 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ближний Кезек. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Запруда на реке. Ящик «ашпар» для ловли рыбы, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Баня «мылча», 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Турла. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Природа Горной Шории, 1991 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Земледельческое орудие «озуп», 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Орехово-промысловый стан, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Традиционные занятия шорцев» с этой фотографией.
Пасека, 1988 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа», «Традиционные занятия шорцев» и «Пчелы и ульи» с этой фотографией. 
Уборка ячменя, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Дальний Кезек. Выставки «Большой мир малого народа» и «Жизнь шорских женщин» с этой фотографией. 
Крупнорогатый скот в загоне. Шорская девушка доит корову. Утренняя дойка, 1990 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставки «Большой мир малого народа» и «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» с этой фотографией.
Шорец садится на коня, 1990 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа» с этой фотографией. 
Российским законодательством шорцы относятся к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Шорцы
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Сами себя шорцы называют «татар-кижи». Их язык относится к тюркскому и делится на два диалекта. По-шорски, с большой примесью русских слов, даже в семьях сельских шорцев, говорит не более 50 %, остальные общаются между собой обычно на русском.
Шорки с балалайкой
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Родной разговорный язык продолжает бытовать только в некоторых шорских семьях, в отдаленных таежных поселках.
Шорцы жили небольшими селениями – улусами на севере и аилами на юге.
Усадьба шорской семьи
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Традиционным жилищем предков шорцев с древности был каркасный шалаш-одаг, замененный в конце ХIХ века срубной бревенчатой прямоугольной юртой.
Одаг
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
К началу ХХ века шорские улусы состояли в основном из русских срубных изб-одноклетей и пятистенков, у шорских торговцев преобладали «крестовые» срубные дома.
Жилой дом
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
Из хозяйственных построек в усадьбах стояли амбары, бани, чуланы.
У предков современных шорцев были развиты металлургия и кузнечное дело.К концу XVIII века наблюдается упадок кузнечного ремесла из-за запрета русских властей изготавливать холодное оружие и снабжать им кочевников-кыргызов. Немаловажную роль сыграло и развитие горнозаводской промышленности на Алтае.
Старая кузница
август 1988
Кимеев Валерий Макарович
С этого времени главными занятиями предков шорцев стали охота и сбор кедрового ореха.
Навес из жердей на охотничьем стане
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя, позднее – пушной промысел. До ХIХ века шорцы охотились с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Каждый шорский род промышлял зверя в пределах родовой охотничьей территории.
Сборы на охоту
1989 год
Кимеев Валерий Макарович
Большинство улусов и аилов шорцев располагались по берегам богатых рыбой рек, поэтому рыболовство служило важным источником питания.
Запруда на реке. Ящик «ашпар» для ловли рыбы
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
До сих пор в шорских поселках рыбная ловля имеет подсобный и сезонный характер.
Баня «мылча»
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Распространенным занятием было и собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика.
Природа Горной Шории
1991 год
Климычева И.
Корни и клубни выкапывали корнекопалкой – «озуп», состоявшей из изогнутого черенка с поперечной перекладиной, упором для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.
Земледельческое орудие «озуп»
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, уходя в тайгу на несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали приспособления для сбора орехов – колотушки «токпак», терки «паспак», сита «элек», веялки «аргаш», лукошки.
Орехово-промысловый стан
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
Издавна шорцам было известно бортничество, позже у русских заимствовано пчеловодство.
Пасека
1988 год
Кимеев Валерий Макарович
До прихода русских на южных пологих склонах Горной Шории было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Под русским влиянием в северных районах проживания шорцев – в степных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельческие орудия.
Уборка ячменя
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Домашнее скотоводство у шорцев по сравнению с другими народами Южной Сибири было развито относительно слабо.
Главной причиной этого являлось отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокоса в местах традиционного проживания.
Шорец садится на коня
1990 год
Кимеев Валерий Макарович
1/19
Вы посмотрели выставку «Большой мир малого народа»
Вам понравилось?
9 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
Большой мир малого народа
Удивительный, но малочисленный народ – шорцы, неизвестен даже многим жителям России. Шорцы продолжают жить на тех же землях, что их предки – на юге Кемеровской области, а также в смежной горно-таежной местности Хакасии и Горного Алтая. Они стараются сохранить традиционный образ жизни и промыслы. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.