Убедившись в смерти человека, из-под его головы убирали подушку, чтобы отошла душа «тын» (жизненность), символизирующая дыхание, а тело покрывали куском домотканого холста.
Похоронная процессия
1985 год
В очаге зажигали огонь, а в изголовье на лавку ставили в миске пищу и напиток для души «сюне», которая, отделяясь от тела, блуждает по местам, привыкшим еще при жизни человека.
На поминках
1982 год
Родственники сидели в течение трех дней возле покойного, причитая и восхваляя его поступки. Затем тело обмывали, одевали в чистую рубаху и штаны и перекладывали в гроб, предварительно постелив на дно траву «азагат».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Гроб выдалбливали из расколотого ствола кедра. В гроб клали чашку, ложку, мешочек с талканом (поджаренный ячмень), мужчинам трубку и кисет с табаком. На кладбище гроб несли с помощью жерди и веревки, а зимой везли на охотничьей нарте.
Похороны
1985 год
До распространения православия вместо гроба тело покойника зашивали в кусок кендыря или завертывали в бересту, подвешивая на ветвях кедра, или оставляли на специальном помосте, установленном на четырех столбах.
Похоронная процессия
1985 год
Еще в начале XX века встречались детские воздушные захоронения в деревянном ящике, укрепленном прутьями или веревками на дереве. Хоронили детей и в дуплах деревьев, тщательно скрывая такие места.
Похоронная процессия
1985 год
При наземном захоронении долбленый гроб оставляли в лесу, заваливая валежником, или сооружали на поверхности сруб, куда помещали тело умершего с вытянутыми вдоль тела руками и прикрывали сруб куском бересты.
На кладбище
1985 год
Шаманов хоронили, как обычных покойников. Бубен и колотушку подвешивали на дереве у могилы, железные подвески с рукоятки бубна снимали и передавали следующему шаману улусу.
Могила
1983 год
По легендам, шаманов хоронили лицом вниз в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками.
Похороны
1980-е
С приходом православных миссионеров стали появляться кладбища, располагавшиеся обычно за улусом на горе. Могилу копали неглубоко, сооружая на дне жердяной помост.
Могила
1984 год
В низовьях Мрассу над могильным холмом дополнительно сооружали небольшой сруб, закрываемый досками. В ногах ставили деревянный православный крест. Могилу огораживали редко и в дальнейшем за ней не ухаживали.
Могила
1984 год
Людей, умерших в результате несчастного случая, и самоубийц хоронили в земле на месте гибели или на окраине кладбища, крест заменяли осиновым колом. Труп заваливали камнями, чтобы душа не выбралась наружу и не вредила живым.
Похороны
1980-е
По возвращении в доме умершего разводили огонь в очаге и готовились к трапезе. Шаман окуривал всех дымом лучины и камлал, «уговаривая» «сюне» не возвращаться.
Могила
1984 год
Перед дверью ставили два берестяных сосуда с брагой, мотыгу, на гвоздях развешивали сеть «энгме», чтобы блуждающая душа не пробралась в дом.
Заброшенное кладбище
1984 год
На 7 и 40 день, а также через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь трансформировалась в категорию «узют». В эти дни из соседних улусов съезжались родственники, привозя с собой продукты туеса с аракой (традиционный алкогольный напиток).
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Часть напитков сливалась в один большой туес, а вареное мясо выкладывалось на деревянное блюдо. Родственники во главе с шаманом уносили все это на могилу, у которой разводили костер.
Похороны
1980-е
Кам совершал обряд, брызгая аракой и бросая куски мяса в костер и на могилу. Остатками угощал родственников, не забывая и о себе.
Жертвоприношение на поминках
1984 год
В годовщину смерти «узют» навсегда спроваживали в мир мертвых. Ночью шаман отправлял душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика с веслами, разведя на нем небольшой костер.
На кладбище
1985 год
В процессе камлания он угощал «узют» аракой и мясом, заманивал душу на плот, кладя туда листья табака. Затем обрызгивал все это аракой и пускал плот вниз по реке, еще сопровождая его некоторое время по берегу.
На поминках
1982 год
Дальше душа плыла на плоту в одиночестве по черной дороге смерти «кара-чол».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
1/20
Другие фотовыставки
Погребальный обряд у шорцев
Погребальный обряд у шорцев под влиянием православия претерпел к началу XX века некоторые изменения, но продолжал сохранять традиционные представления о смерти, о потустороннем мире и обрядовых погребальных действиях как в доме умершего, так и на кладбище.
Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.