Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На поминках, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похоронная процессия, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На кладбище, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1983 год, Хакасская АО, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, улус Трошкино. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Могила, 1984 год, Хакасская АО, Бейский р-н, аал Койбалы. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Заброшенное кладбище, 1984 год, Хакасская АО. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Похороны, 1980-е, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Ключевой. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жертвоприношение на поминках, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На кладбище, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
На поминках, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Жители поселка по дороге на поминки, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Погребальный обряд у шорцев» с этой фотографией.
Убедившись в смерти человека, из-под его головы убирали подушку, чтобы отошла душа «тын» (жизненность), символизирующая дыхание, а тело покрывали куском домотканого холста.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
В очаге зажигали огонь, а в изголовье на лавку ставили в миске пищу и напиток для души «сюне», которая, отделяясь от тела, блуждает по местам, привыкшим еще при жизни человека.
На поминках
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Родственники сидели в течение трех дней возле покойного, причитая и восхваляя его поступки. Затем тело обмывали, одевали в чистую рубаху и штаны и перекладывали в гроб, предварительно постелив на дно траву «азагат».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
Гроб выдалбливали из расколотого ствола кедра. В гроб клали чашку, ложку, мешочек с талканом (поджаренный ячмень), мужчинам трубку и кисет с табаком. На кладбище гроб несли с помощью жерди и веревки, а зимой везли на охотничьей нарте.
Похороны
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
До распространения православия вместо гроба тело покойника зашивали в кусок кендыря или завертывали в бересту, подвешивая на ветвях кедра, или оставляли на специальном помосте, установленном на четырех столбах.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Еще в начале XX века встречались детские воздушные захоронения в деревянном ящике, укрепленном прутьями или веревками на дереве. Хоронили детей и в дуплах деревьев, тщательно скрывая такие места.
Похоронная процессия
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
При наземном захоронении долбленый гроб оставляли в лесу, заваливая валежником, или сооружали на поверхности сруб, куда помещали тело умершего с вытянутыми вдоль тела руками и прикрывали сруб куском бересты.
На кладбище
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Шаманов хоронили, как обычных покойников. Бубен и колотушку подвешивали на дереве у могилы, железные подвески с рукоятки бубна снимали и передавали следующему шаману улусу.
Могила
1983 год
Климычева И.
По легендам, шаманов хоронили лицом вниз в заколоченном сосновом гробу, который оставляли в лесу, заваливая ветками.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
С приходом православных миссионеров стали появляться кладбища, располагавшиеся обычно за улусом на горе. Могилу копали неглубоко, сооружая на дне жердяной помост.
Могила
1984 год
Климычева И.
В низовьях Мрассу над могильным холмом дополнительно сооружали небольшой сруб, закрываемый досками. В ногах ставили деревянный православный крест. Могилу огораживали редко и в дальнейшем за ней не ухаживали.
Могила
1984 год
Климычева И.
Людей, умерших в результате несчастного случая, и самоубийц хоронили в земле на месте гибели или на окраине кладбища, крест заменяли осиновым колом. Труп заваливали камнями, чтобы душа не выбралась наружу и не вредила живым.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
По возвращении в доме умершего разводили огонь в очаге и готовились к трапезе. Шаман окуривал всех дымом лучины и камлал, «уговаривая» «сюне» не возвращаться.
Могила
1984 год
Климычева И.
Перед дверью ставили два берестяных сосуда с брагой, мотыгу, на гвоздях развешивали сеть «энгме», чтобы блуждающая душа не пробралась в дом.
Заброшенное кладбище
1984 год
Климычева И.
На 7 и 40 день, а также через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь трансформировалась в категорию «узют». В эти дни из соседних улусов съезжались родственники, привозя с собой продукты туеса с аракой (традиционный алкогольный напиток).
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
Часть напитков сливалась в один большой туес, а вареное мясо выкладывалось на деревянное блюдо. Родственники во главе с шаманом уносили все это на могилу, у которой разводили костер.
Похороны
1980-е
Кимеев Валерий Макарович
Кам совершал обряд, брызгая аракой и бросая куски мяса в костер и на могилу. Остатками угощал родственников, не забывая и о себе.
Жертвоприношение на поминках
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
В годовщину смерти «узют» навсегда спроваживали в мир мертвых. Ночью шаман отправлял душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика с веслами, разведя на нем небольшой костер.
На кладбище
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
В процессе камлания он угощал «узют» аракой и мясом, заманивал душу на плот, кладя туда листья табака. Затем обрызгивал все это аракой и пускал плот вниз по реке, еще сопровождая его некоторое время по берегу.
На поминках
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Дальше душа плыла на плоту в одиночестве по черной дороге смерти «кара-чол».
Жители поселка по дороге на поминки
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
1/20
Вы посмотрели выставку «Погребальный обряд у шорцев»
Вам понравилось?
1 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Леонид Бергольцев
Поколение 1960—1970-х годов в советской фотожурналистике оказалось на стыке между традиционной постановочной фотографией в стиле «социалистического реализма» и фотографией, показывающей реальную жизнь. Леонид Бергольцев выбрал второе. Герои его снимков редко позируют, скорее фотограф подстраивается под обстоятельства их жизни. Бергольцев проработал в журнале «Советский Союз» 14 лет — с 1958 по 1972 год. Он запечатлел последний день правления Никиты Хрущева, снимал Леонида Брежнева, Бориса Ельцина, Семена Буденного, Георгия Жукова, Евгения Евтушенко, Льва Ландау, участников XII, XIV, XV, XX Всесоюзных кинофестивалей в столицах союзных республик. Бергольцев, один из немногих в своей профессии, кто выезжал заграницу регулярно. Его работы публиковались в журнале «Life» в США, «Paris Match» во Франции, «Der Spiegel» в Германии. Бергольцев возглавил фотосекцию при Московском Горкоме художников-графиков, в 1989 году стал первым председателем Союза фотохудожников Москвы. В 1996 году он покинул Россию и переселился в Соединенные Штаты Америки. Фотограф так формулировал свое профессиональное кредо: «Талант истинного мастера в том, чтобы в нужный момент оказаться в нужной точке и чтобы именно в этот момент Господь нажал его пальцем на спуск».
Погребальный обряд у шорцев
Погребальный обряд у шорцев под влиянием православия претерпел к началу XX века некоторые изменения, но продолжал сохранять традиционные представления о смерти, о потустороннем мире и обрядовых погребальных действиях как в доме умершего, так и на кладбище. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.