Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Иверские ворота, 1900-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Центральный музей В. И. Ленина, 1962 - 1969, г. Москва. Сейчас Музей Отечественной войны 1812 года.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Лев Толстой и крестьянка-просительница, 1908 год, Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Иван Федорович Наживин записал слова Льва Николаевича Толстого: «Любить дальних, человечество, народ, желать им добра не хитрое дело... Нет, ты вот ближних-то, ближних полюбить сумей, тех, с которыми встречаешься каждый день, которые иногда надоедают, раздражают, мешают, – вот их-то люби, им-то делай добро!.. Вот иду на днях по парку и думаю. Слышу, идет сзади какая-то баба и просит чего-то. А мне как раз пришла в голову нужная для работы мысль. "Ну, что тебе нужно? – нетерпеливо говорю бабе. – Что ты пристала?" Но хорошо, что сейчас же опомнился и поправился. А то бывает, спохватишься да уж поздно».Выставки «На виду у всех. Будни Льва Толстого», «Теперь здесь музей!», видео «Софья Толстая: быть женой гения» с этой фотографией.
Дворец «Музей», 1930-е, Крымская АССР, г. Алупка. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Очередь в кассы музея перед фасадом Екатерининского дворца, 1984 год, Ленинградская обл., г. Пушкин. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Портрет отдыхающих, 1941 год, Крымская АССР, пос. Массандра. Строительство Массандровского дворца началось в 1881 году. В 1892 по 1902 год сооружение дворцового ансамбля продолжалось по проекту Максимилиана Месмахера. Архитектор – Оскар Вегенер. С 1929 по 1941 год использовался в качестве санатория «Пролетарское здоровье» для тяжелобольных туберкулезом. В настоящее время – музей.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей Революции на улице Горького, 1950-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Главный дом городской усадьбы Лопухиных-Станицких, где располагается музей Л. Н. Толстого, 1950-е, г. Москва. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом Хрущевых-Селезневых, 1970-е, г. Москва. Дом построен в 1814 – 1816 годах по проекту Афанасия Григорьева. С 1961 года здание занимает Государственный музей А. С. Пушкина. Фасад со стороны Хрущевского переулка.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом Луниных, 1970-е, г. Москва. Бывшая московская усадьба дворян Луниных. Построена в 1822 году на месте особняка, сгоревшего в 1812 году, для семейства генерал-лейтенанта Петра Михайловича Лунина. Проект приписывается Доменико Жилярди. Сейчас в здании помещается музей Востока.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей-усадьба «Останкино», 1960-е, г. Москва. Ансамбль усадьбы сформировался при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII-XIX веков. Построенный в Останкине дворец-театр - единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII века со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами. После революции графское имение было национализировано и превращено в музей, который в 1938 году получил название музея творчества крепостных. В 1992 году было возвращено историческое название.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Царицыно. Фигурный мост, 1950-е, Московская обл., пгт. Ленино.  Дворцово-парковый ансамбль. Заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году. Фигурный мост, построенный в 1776–1778 годах по проекту Василия Баженова, является продолжением Березовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам. С западной стороны парка, при движении по Аллее через плотину между прудами, мост воспринимается как въездные ворота.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские, 1967 - 1973, Московская обл., пос. Горки Ленинские. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом-музей декабристов Бестужевых в Новоселенгинске, 1975 год, Бурятская АССР, п. Новоселенгинск. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Музей «Домик Лермонтова», 1963 - 1965, Ставропольский край, г. Пятигорск. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дом-музей В.В. Верещагина, 1965 год, г. Череповец и Череповецкий район. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Коля Вереш - сын директора музея, 1966 год, Соловецкие острова. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Скульптуры Большого каскада, 1960-е, г. Петродворец. Ныне Петергоф.Выставки «Скульптурное ню», «Теперь здесь музей!», «Петергоф: красота побеждает» с этим снимком.
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба, 1985 год, г. Ленинград. Сейчас Санкт-Петербург.Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день, май - сентябрь 1968, г. Ленинград. Выставка «Теперь здесь музей!» с этой фотографией.
«Атланты», 1993 год, г. Санкт-Петербург. Выставки «Теперь здесь музей!» и «Эрмитаж снаружи и внутри» с этой фотографией.
Иверские ворота. 1900-е годы. Неизвестный автор. Иверские или Воскресенские ворота – проездные ворота Китайгородской стены были снесены в 1931 году, восстановлены в 1995 и в настоящее время являются частью Исторического музея.
Иверские ворота
1900-е
Неизвестный автор
Центральный музей В. И. Ленина. 1962–1969 годы. Иван Шагин. Бывшее здание Московской Городской думы, затем музей Ленина, а ныне – филиал Исторического музея.
Центральный музей В. И. Ленина
1962 - 1969
Шагин Иван Михайлович
Лев Толстой и крестьянка-просительница в Ясной поляне. 1908 год. Карл Булла. Ясная поляна – усадьба Льва Тольстого, в которой он написал «Анну Каренину» и «Войну и мир». Ныне – музей-усадьба.
Лев Толстой и крестьянка-просительница
1908 год
Булла Карл Карлович
Дворец «Музей». 1930-е годы. Неизвестный автор. Воронцовский дворец в Алупке строился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Воронцова. Ныне входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Дворец «Музей»
1930-е
Неизвестный автор
Очередь в кассы музея перед фасадом Екатерининского дворца. 1984 год. Всеволод Тарасевич. Императорская резиденция, а ныне  – Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Отдыхающие в Массандре. 1941 года. Неизвестный автор. Дворец императора Александра III. Ныне – дворец-музей и филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Портрет отдыхающих
1941 год
Неизвестный автор
Музей Революции на улице Горького. 1950-е годы. Георгий Петрусов. В здании на Тверской, дом 21 располагался московский Английский клуб, затем музей Революции до 1998 года, а в настоящее время – Музей современной истории России.
Музей Революции на улице Горького
1950-е
Петрусов Георгий Григорьевич
Музей Льва Толстого на Кропоткинской улице. 1950-е годы. Георгий Петрусов. Городская усадьба Лопухиных-Станицкой на Пречистенке, а с 1920 года по сей день – литературный музей Льва Толстого.
Усадьба Хрущевых-Селезневых. 1970-е годы. Алексей Александров. С 1957 года – Государственный музей имени Александра Пушкина.
Дом Хрущевых-Селезневых
1970-е
Александров Алексей Алексеевич
Дом Луниных. 1970-е годы. Алексей Александров. Усадебный комплекс дворян Луниных, а с 1970 года – Государственный музей Востока.
Дом Луниных
1970-е
Александров Алексей Алексеевич
Музей-усадьба «Останкино». 1960-е годы. Иван Шагин. С 1743 по 1917 усадьбой владели Шереметевы, в музей-усадьбу Останкино превратилось в 1919 году.
Музей-усадьба «Останкино»
1960-е
Шагин Иван Михайлович
Царицыно. Фигурный мост 1960-е годы. Иван Шагин. Незаконченная резиденция Екатерины II в стиле неоготики превратилась в музей-заповедник «Царицыно» в 1984 году.
Царицыно. Фигурный мост
1950-е
Шагин Иван Михайлович
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские. 1950–1969 годы. Иван Шагин. Усадьба Горки в разное время принадлежала Дурасовым, Морозовой-Рейнбот. К 25-й годовщине со дня смерти Ленина превратилась в исторический музей-заповедник «Горки Ленинские».
Северный флигель усадьбы Горки Ленинские
1967 - 1973
Шагин Иван Михайлович
Дом-музей декабристов Бестужевых в Новоселенгинске. 1975 год. Всеволод Тарасевич. Музей открыт в 1975 году в доме купца 1-й гильдии Дмитрия Дмитриевича Старцева.
Дом-музей декабристов Бестужевых в Новоселенгинске
1975 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Музей «Домик Лермонтова». 1960-е годы. Иван Шагин. Дом, в котором поэт провел последние два месяца своей жизни. В 1912 году Кавказское горное общество выкупило домик и устроили музей. С 1973 года музей «Домик Лермонтова» был преобразован в Государственный музей-заповедник Михаила Лермонтова.
Музей «Домик Лермонтова»
1963 - 1965
Шагин Иван Михайлович
Дом-музей Василия Верещагина. 1965 год. М. Фрейдзон. Дом художника Василия Верещагина в Череповце был построен в 1830-х годах и принадлежал семье Верещагиных 50 лет. Музей в нем сделали в 1984 году.
Дом-музей В.В. Верещагина
1965 год
Фрейдзон М.
Коля Вереш – сын директора музея. 1966 год. Виктор Ахломов. С 1967 года – Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Коля Вереш - сын директора музея
1966 год
Ахломов Виктор Васильевич
Скульптуры Большого каскада. 1960-е годы. Иван Шагин. Императорская загородная резиденция Петергоф превратилась в Государственный музей-заповедник «Петергоф» в 1918 году. Его посещают около четырех миллионов человек в год.
Скульптуры Большого каскада
1960-е
Шагин Иван Михайлович
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба. 1985 год. Всеволод Тарасевич. Зимний – главный императорский дворец. Эрмитаж стал частично музеем еще в XIX веке, а после революции 1917 года он превратился исключительно в музей «Государственный Эрмитаж» и является самым посещаемым музеем России.
Вид на Дворцовую площадь с арки Главного штаба
1985 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день. 1968 год. Борис Смирнов-Русецкий. Восточное крыло Генштаба было передано Государственному Эрмитажу в 1993 году и реконструировано под музейные экспозиции.
Дворцовая площадь Ленинграда в дождливый день
май - сентябрь 1968
Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич
«Атланты». 1993 год. Сергей Борисов. Новый Эрмитаж – первое в России здание, построенное специально для публичного художественного музея. Он открылся в 1852 году.
«Атланты»
1993 год
Борисов Сергей Александрович
1/21
Вы посмотрели выставку «Теперь здесь музей!»
Вам понравилось?
12 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Дореволюционные елки
Из воспоминаний Марины Цветаевой о Рождестве: «И когда уже ничего не хотелось как будто от страшной усталости непомерного дня, когда я, младшая, уже, думалось, засыпала, – снизу, где мы до того были только помехой, откуда мы весь день были изгнаны, – раздавался волшебный звук – звонок! ...звонок, которым зовут нас, только нас! только мы нужны там, внизу, нас ждут! Быстрые шаги вверх по лестнице уж который раз входящей к нам фрейлейн, наскоро, вновь и вновь поправляемые кружевные воротники, осмотр рук, расчесывание волос, уже спутавшихся, взлетающие на макушке бабочки лент – и под топот и летящих и вдруг запинающихся шагов вниз по лестнице – нам навстречу распахиваются двухстворчатые высокие двери… И во всю их сияющую широту, во всю высь вдруг взлетающей вверх залы, до самого ее потолка, несуществующего, – она! Та, которую тащили, рубили, качая, устанавливали на кресте, окутывая его зелеными небесами с золотыми бумажными ангелами и звездами. Которую прятали от нас ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть».
Юрий Абрамочкин. Гений фотоочерков
Основную часть своей 60-летней профессиональной деятельности Юрий Абрамочкин (1936–2018) посвятил работе в Агентстве печати «Новости» (бывшее Совинформбюро), параллельно сотрудничая с такими изданиями, как Life, Stern, Paris Match и др. В начале 1960-х сделал знаковую репортажную серию с Юрием Гагариным, которого снимал с 1961 по 1964 год. Он смог запечатлеть Гагарина не как «функцию», героя, но как человека: отдыхающим в смешной шляпе и солнечных очках на лавочке в Сочи в мае 1961-го. Абрамочкин входил в «кремлевский пул», снимал Хрущева, Брежнева, Рейгана, Горбачева, Ельцина, Лужкова, американских президентов Никсона и Буша-старшего, Елизавету II, Фиделя Кастро, Жака Ширака, Маргарет Тэтчер, Ясера Арафата и многих других политических деятелей. Метод работы фотографа описывал его коллега, корреспондент АПН Борис Алексеев: «Юрий Абрамочкин, работая с камерой, предпочитает или прямо, в открытую подходить к людям, или выступать в роли наблюдателя. Последнее означает, что он, оставаясь незамеченным, все же умеет установить контакт, стать одним из участников, действующих лиц события. И когда он нацеливает на кого-то объектив, это никому не мешает, никого не смущает и кажется всем совершенно нормальным». Абрамочкин является одним из 15 российских фотожурналистов, включенных в энциклопедию современных фотографов, опубликованную St. James Press в 1995 году.
Дмитрий Шостакович
В нескольких штрихах обрисовать портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича как композитора и музыкально-общественного деятеля – это попытка запечатлеть лишь мгновения, сконцентрировать внимание зрителей на ярких, важных моментах его жизни. Представленные на выставке фотографии изображают Шостаковича в разные периоды жизни. В конце 1920-х – начале 1930-х в его творчестве произошел важный творческий скачок. Это время написания трех симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», музыки для театра и кино. В 1960-х – это уже зрелый композитор, автор Тринадцатой симфонии. Фотографии также дадут представление о том, что Шостакович в 1950-х – 1960-х годах стал ярким музыкально-общественным деятелем, активным борцом за мир. Мы видим Шостаковича как члена делегаций деятелей культуры, представителя жюри конкурса, оратора на съезде, в качестве слушателя на концертах и на премьерах собственных произведений, видим его в домашней обстановке, за дружеским общением, за творческой работой. Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки.
Теперь здесь музей!
Дворцы, усадьбы, особняки, клубы, общественные учреждения, церкви, монастыри, которые со временем превратились в музеи.