Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

На Красной площади у Иверской часовни, февраль 1917, г. Москва. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Дети на улице в ожидании чая, 1920-е. Выставки «15 фотографий с самоваром», «Мы в зале ожидания живем. Любой из нас все время ждет чего-то…» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Продуктовый магазин кооператива кожевников в бывшем доходном доме Владимира Третьякова на Пятницкой улице, 1918 - 1921, г. Москва. Выставки «Николай Свищов-Паола. "Входите – я дома"» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Рынок, 1920 год, г. Москва. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Памятник Гоголю на Пречистенском (Гоголевском) бульваре, 1932 год, г. Москва. Был создан к столетию со дня рождения писателя в 1909 году. Скульптор Николай Андреев, архитектор Федор Шехтель. В 1951 году его перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 году памятник установили во дворе бывшей усадьбы графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре. В 1952 году на бульваре установили новый памятник писателю работы Николая Томского. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Приемная питпункта, 1921 - 1922, Челябинская губ., г. Челябинск. Питпункты организовывались в городе уже в ноябре – декабре 1921 года. В июне 1922 года в Челябинск прибыло 15 вагонов с продовольствием, закупленным в Финляндии. Поступало продовольствие из Китая, Чехословакии и других стран. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Московский беспризорник, 1924 год, г. Москва. Выставки «Государство в государстве»,  «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
«Чаепитие в Раменском», 1928 год, Московская губ., Раменский у., г. Раменское. Выставки «Bon appetit!», «История российской печати: от Петра до интернета», «Лучшие фотографии. Чайные церемонии», «Истории про наши любимые фотографии», «За всех – противу всех!» и видео «Борис Игнатович», «К 180-летию фотографии. Эпизод X: 1920-е годы. Авангардная фотография» с этой фотографией.
Мещанки города Екатеринодара, 1910 - 1912, Кубанская область, г. Екатеринодар. На обороте штамп «Новая фотография I. Красаулина в Екатеринодаре Ставропольская ул.» Иулан Николаевич Красаулин родился в русской семье  в июне 1868 года, в селе Жилятино Орловской губернии. Позже перебрался в Екатеринодар и работал фотографом в фотоателье на улицах Ставропольской и Котляревской. В то бурное время в партиях не состоял, но 20 декабря 1920 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и предательство совработников. По решению Военно-полевой тройки ему 10.03.1921 г. назначена высшая мера наказания – расстрел. Реабилитирован в 1991 году.Информация взята с сайта www.kubanmemo.ru интернет-проект  «Трагические судьбы – возвращенные имена». Екатеринодар – ныне город Краснодар. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Крестьяне собирают картофель под наблюдением вооруженной охраны, 1918 год. Выставки «Что такое продразверстка?», «Россия в 1918 году», «За всех – противу всех!» и видео «Кронштадт-1921» с этой фотографией.
Красноармейцы выносят иконы и церковную утварь после закрытия Симонова монастыря, 1923 год, г. Москва. Симонов монастырь был основан в 1370-х годах. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы – Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и останавливался здесь во время приездов в Москву. В 1930 году правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. Были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932–1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа. Выставки «В храме», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «СССР в 1923 году» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
«Contre-jour», 1920-е. Видео «К 180-летию фотографии. Эпизод IX: "Русское фотографическое общество"» и выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Сон на палубе, 1930-е, Калининская обл., г. Кимры. До 14 января 1929 года город Кимры входил в состав Тверской губернии; с 14 января 1929 года по 3 июня 1929 года – в состав Центрально-Промышленной области; с 3 июня 1929 года – в состав Московской области, с 29 января 1935 года – в состав Калининской (ныне Тверской) области.Выставки «Спать хочется...» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Пара с корзинами. Велимир Хлебников на Украине, 1919 - 1920, Украина. Выставки «"Серебряный век" поэзии о России» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
«Бывшая батрачка», 1920-е. Выставки «Теперь мы заживем!», «Великий перелом», «10 фотографий: Улыбки 1920-х», «Улыбки XX века» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Митинг на Тверском бульваре у памятника Александру Пушкину, декабрь 1917, г. Москва. Ныне – Новопушкинский сквер.Видео «Сергей Рахманинов. Пианист, композитор, дирижер, эмигрант» и выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
На улицах Москвы, 1918 год, г. Москва. На заднем плане — пассаж К. С. Попова (позднее — Джамгаровых). Построен по заказу чаеторговца К. С. Попова архитектором Александром Резановым в 1877 году. В пассаже Попова в 1882 году открылась первая московская телефонная станция, а в 1885 году на фасаде здания впервые в Москве появилась световая реклама.Выставки «Охота за светом», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Россия в 1918 году», «За всех – противу всех!» и видео «Перенос столицы», «К 180-летию фотографии. Эпизод IX: "Русское фотографическое общество"», «Переход» с этой фотографией.
Наградное знамя – подарок Соловецкому Особому полку войск ОГПУ от Прокуратуры Верховного суда СССР, январь 1924. Выставки «24 фотографии 1924 года» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Обнаженные советские люди отдыхают на берегу Москвы реки, июнь - декабрь 1928, г. Москва. Лауреат Пулитцеровской премии Х.Р. Кникерборгер описал свое путешествие в 1931 году по берегам Москвы-реки. Он оказался гостем настоящей фантастической «страны нудистов». Вот его наблюдения: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце… Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей — полностью обнажены… Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками… На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены… Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания».Выставки «Нудизм в СССР» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Ящик для сухого утиля, раздельный сбор мусора, 1936 год, г. Москва. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Очистка тротуаров от снега в порядке трудовой повинности, 1919 год, г. Москва. Выставки «19 фотографий 1919», «Из истории общепита», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Такого снегопада...», «За всех – противу всех!» и видео «Переход» с этой фотографией.
Нэпман у фининспектора, 1928 год, г. Москва. Видео «НЭП: новая экономическая политика» и выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Храм Христа Спасителя, 1929 год, г. Москва. Выставки «15 лучших фотографий Сергея Коршунова» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Взрыв храма Христа Спасителя, 5 декабря 1931, г. Москва. Выставки «Владислав Микоша. "Я останавливаю время"», «За всех – противу всех!» и видео «Так говорил Каганович» с этой фотографией.
Похороны жертв Февральской революции, март 1917, г. Петроград. Солдаты устанавливают гроб с телом В. Середы на орудийный лафет.Выставки «Революция и Гражданская война» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Гражданские похороны члена правления Ларинского машинного товарищества Смирнова, 1925 год, Смоленская губ.. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
ЦПКиО имени Горького, актив парка, 1933 год, г. Москва. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Улица Горького, 1 января 1936 - 31 октября 1939, г. Москва. Сейчас улица Тверская. Здание Центрального телеграфа (слева) было построено в 1925–1927 годах по проекту Ивана Рерберга и инженера Семена Гинзбурга. Выставка «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Поэт Марина Цветаева, 1926 год, г. Париж. Выставки «"Сто строк…"», «"Дорога не скажу куда..."», «"Серебряный век" поэзии о России» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
«Молитва Али во время и с времен восстания: "Спаси Господи и помилуй: Марину, Сережу, Ирину, Любу, Асю, Андрюшу, офицеров и не-офицеров, русских и не-русских, французских и не-французских, раненых и не-раненых, здоровых и не-здоровых, – всех знакомых и незнакомых"».
На Красной площади у Иверской часовни
февраль 1917
Неизвестный автор
«Мой день: встаю – верхнее окно еле сереет – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины – тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре».
Дети на улице в ожидании чая
1920-е
Неизвестный автор
«Гастрономические магазины сейчас похожи на витрины парикмахерских: все эти сыры – желе – пасхи ничуть не живее восковых кукол».
«Господи! Сколько сейчас в России Ноздревых (кто кого и как не ошельмовывает! кто чего на что не выменивает!) – Коробочек ("а почем сейчас в городе мертвые души?",
Рынок
1920 год
Петров Николай Макарович
"а почем сейчас на рынке дамские манекены?": я, например) – Маниловых ("Храм Дружбы" – "Дом счастливой матери") – Чичиковых (природный спекулянт!). А Гоголя нет. Лучше бы наоборот».
«Есть ли сейчас в России – Розанов умер – настоящий созерцатель и наблюдатель, который мог бы написать настоящую книгу о голоде: человек, который хочет есть, –
Приемная питпункта
1921 - 1922
Неизвестный автор
человек, который хочет курить, – человек, которому холодно, – о человеке, у которого есть и который не дает, о человеке, у которого нет, и который дает...»
Московский беспризорник
1924 год
Неизвестный автор
«Опечатка: "Если бы иностранные правительства оставили в помое русский народ" и т. д. "Вестник Бедноты", 27-го ноября, № 32».
«Чаепитие в Раменском»
1928 год
Игнатович Борис Всеволодович
«Бедная тургеневская мещаночка! Эпическая сиротка русских сказок! Ни в ком, как в ней, я так не чувствую великого сиротства Москвы 1919 г. Даже в себе».
Мещанки города Екатеринодара
1910 - 1912
Красаулин Иулиан Николаевич
«Картошка в подвале, в глубоком непроглядном склепе. Картошка сдохла, и ее похоронили, а мы, шакалы, разроем и будем есть. Говорят, привезли здоровую, но потом вдруг кто-то "запретил", а пока запрет сняли, картошка, сперва замерзнув, затем оттаяв, сгнила. На вокзале пролежала три недели».
«Ночной спор о Боге. Ненависть солдат к иконам и любовь к Богу. – "Зачем доску целовать? Коли хочешь молиться, молись один!" Солдат – офицеру (типа бывшего лицеиста, пробор, картавит) – "А Вы, товарищ, какой веры придерживаетесь?" Из темноты – ответ: "Я спирит социалистической партии"».
«"Господи! Убить того до смерти – у кого есть сахар и сало!" (Местная поговорка)».
«Contre-jour»
1920-е
Улитин Василий Иванович
«Нужно понять, что все это – сон. Ведь во сне наоборот, значит... Да, у сна есть свои сюрпризы: ручка может отвалиться... вместе с рукой. Или: в корзине, вместо муки может оказаться...
Сон на палубе
1930-е
Шокин Леонид Владимирович
нет, похуже песка: полное собрание сочинений Стеклова! И не в праве негодовать: сон (Не оттого ли я так мало негодую на Революцию?)».
«Подходим ближе: мешочные холмы и волны, в промежутках вздохи, платки, спины. Мужчин почти нет: быт Революции, как всякий, ложится на женщину: тогда – снопами, сейчас – мешками. Быт, – это мешок: дырявый. И все равно несешь».
«Бывшая батрачка»
1920-е
Шишкин Аркадий Васильевич
«Сейчас по Москве поветрие чесотки. Вся Москва чешется. Начинается между пальцами, потом по всему телу, подкожный клещ, где останавливается – нарыв. Бывает только по вечерам. На службах надписи: "Рукопожатия отменяются". (Лучше бы – поцелуи!)».
«"Я Вас не оставлю!". Так может сказать только Бог – или мужик с молоком в Москве, зимой 1918 г.».
На улицах Москвы
1918 год
Неизвестный автор
«Нет ведь окончательной лжи, у каждой лжи ведь хотя бы один луч – в правду. И вот она вся идет по этому лучу. Обнаруженная и покаранная вина уже становится бедою, ответственность спадает на головы судей.
Преступник, осужденный здесь, перед Богом чист. Но есть еще тайна, и страшнейшая, быть может: заразность караемых нами недугов, наследственность вины».
«В комиссариате: Я, невинно: "А трудно это – быть инструктором?" Моя товарка по комиссариату, эстонка, коммунистка: "Совсем не трудно! Встанешь на мусорный ящик – и кричишь, кричишь, кричишь..."»
«Буржуазии для очистки снега запретили пользоваться лошадиными силами. Тогда буржуазия, не долго думая, наняла себе верблюда. И верблюд возил. И солдаты сочувственно смеялись. – "Молодцы! Ловко обошли декрет!" (Собственными глазами видела на Арбате.)».
«Мои покражи в Комиссариате: два великолепных клетчатых блокнота (желтых, лакированных), целая коробка перьев, пузырек английских красных чернил. Ими и пишу».
Нэпман у фининспектора
1928 год
Шайхет Аркадий Самойлович
«Влияние коненковского Стеньки Разина на умы. Солдат, проходя мимо храма Спасителя, другому солдату: – Его бы раскрасить!».
Храм Христа Спасителя
1929 год
Коршунов Сергей Георгиевич
«На унылом заборе где-то вкривь от храма Христа Спасителя робкая надпись: "Исправляю почерк"».
Взрыв храма Христа Спасителя
5 декабря 1931
Микоша Владислав Владиславович
«По 30-му купону карточки широкого потребления выдают гробы, и Марьюшка, старая прислуга Сонечки Голлидэй, недавно испрашивала у своей хозяйки разрешение водрузить таковой на антресоли: "а то – не ровен час..."
Похороны жертв Февральской революции
март 1917
Неизвестный автор
Но бедную старуху ждало жестокое испытание: розовых (девичьих!) не было, и придется ей, восемьдесят лет подряд безупречно девствовавшей, успокоиться в мужеском голубом».
«Обожаю простонародье: в полях, на ярмарках, под хоругвями, везде на просторе и в веселье, – и не зрительно: за красные юбки баб! – нет, любовно люблю, всей великой верой в человеческое добро. Здесь у меня, поистине, чувство содружества».
ЦПКиО имени Горького, актив парка
1933 год
Союзфотохроника, Штернберг А.
«Таинственное исчезновение фотографа на Тверской, долго и упорно снимавшего (бесплатно) всех ответственных советских работников».
Улица Горького
1 января 1936 - 31 октября 1939
Коршунов Сергей Георгиевич
«С бегущим можно бежать, но если ты узнаешь, что он никуда не бежит, всегда бежит, бежит для того, чтобы бежать. Что его бег – самоцель, либо – что еще хуже – бегство самого от себя: себя – раны, прорехи, в которую утекает все».
Поэт Марина Цветаева
1926 год
Шумов Петр Иванович
1/29
Вы посмотрели выставку «За всех – противу всех!»
Вам понравилось?
4 Да 1 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
«За всех – противу всех!»
Цитаты из дневников Марины Цветаевой с иллюстрациями эпохи, в которую и о которой она писала.