«Молитва Али во время и с времен восстания: "Спаси Господи и помилуй: Марину, Сережу, Ирину, Любу, Асю, Андрюшу, офицеров и не-офицеров, русских и не-русских, французских и не-французских, раненых и не-раненых, здоровых и не-здоровых, – всех знакомых и незнакомых"».
На Красной площади у Иверской часовни
февраль 1917
«Мой день: встаю – верхнее окно еле сереет – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины – тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре».
Дети на улице в ожидании чая
1920-е
«Гастрономические магазины сейчас похожи на витрины парикмахерских: все эти сыры – желе – пасхи ничуть не живее восковых кукол».
«Господи! Сколько сейчас в России Ноздревых (кто кого и как не ошельмовывает! кто чего на что не выменивает!) – Коробочек ("а почем сейчас в городе мертвые души?",
Рынок
1920 год
"а почем сейчас на рынке дамские манекены?": я, например) – Маниловых ("Храм Дружбы" – "Дом счастливой матери") – Чичиковых (природный спекулянт!). А Гоголя нет. Лучше бы наоборот».
«Есть ли сейчас в России – Розанов умер – настоящий созерцатель и наблюдатель, который мог бы написать настоящую книгу о голоде: человек, который хочет есть, –
Приемная питпункта
1921 - 1922
человек, который хочет курить, – человек, которому холодно, – о человеке, у которого есть и который не дает, о человеке, у которого нет, и который дает...»
Московский беспризорник
1924 год
«Опечатка: "Если бы иностранные правительства оставили в помое русский народ" и т. д. "Вестник Бедноты", 27-го ноября, № 32».
«Чаепитие в Раменском»
1928 год
«Бедная тургеневская мещаночка! Эпическая сиротка русских сказок! Ни в ком, как в ней, я так не чувствую великого сиротства Москвы 1919 г. Даже в себе».
Мещанки города Екатеринодара
1910 - 1912
«Картошка в подвале, в глубоком непроглядном склепе. Картошка сдохла, и ее похоронили, а мы, шакалы, разроем и будем есть. Говорят, привезли здоровую, но потом вдруг кто-то "запретил", а пока запрет сняли, картошка, сперва замерзнув, затем оттаяв, сгнила. На вокзале пролежала три недели».
«Ночной спор о Боге. Ненависть солдат к иконам и любовь к Богу. – "Зачем доску целовать? Коли хочешь молиться, молись один!" Солдат – офицеру (типа бывшего лицеиста, пробор, картавит) – "А Вы, товарищ, какой веры придерживаетесь?" Из темноты – ответ: "Я спирит социалистической партии"».
«"Господи! Убить того до смерти – у кого есть сахар и сало!" (Местная поговорка)».
«Contre-jour»
1920-е
«Нужно понять, что все это – сон. Ведь во сне наоборот, значит... Да, у сна есть свои сюрпризы: ручка может отвалиться... вместе с рукой. Или: в корзине, вместо муки может оказаться...
Сон на палубе
1930-е
нет, похуже песка: полное собрание сочинений Стеклова! И не в праве негодовать: сон (Не оттого ли я так мало негодую на Революцию?)».
Пара с корзинами. Велимир Хлебников на Украине
1919 - 1920
«Подходим ближе: мешочные холмы и волны, в промежутках вздохи, платки, спины. Мужчин почти нет: быт Революции, как всякий, ложится на женщину: тогда – снопами, сейчас – мешками. Быт, – это мешок: дырявый. И все равно несешь».
«Бывшая батрачка»
1920-е
«Сейчас по Москве поветрие чесотки. Вся Москва чешется. Начинается между пальцами, потом по всему телу, подкожный клещ, где останавливается – нарыв. Бывает только по вечерам. На службах надписи: "Рукопожатия отменяются". (Лучше бы – поцелуи!)».
«"Я Вас не оставлю!". Так может сказать только Бог – или мужик с молоком в Москве, зимой 1918 г.».
На улицах Москвы
1918 год
«Нет ведь окончательной лжи, у каждой лжи ведь хотя бы один луч – в правду. И вот она вся идет по этому лучу. Обнаруженная и покаранная вина уже становится бедою, ответственность спадает на головы судей.
Преступник, осужденный здесь, перед Богом чист. Но есть еще тайна, и страшнейшая, быть может: заразность караемых нами недугов, наследственность вины».
Обнаженные советские люди отдыхают на берегу Москвы реки
июнь - декабрь 1928
«В комиссариате: Я, невинно: "А трудно это – быть инструктором?" Моя товарка по комиссариату, эстонка, коммунистка: "Совсем не трудно! Встанешь на мусорный ящик – и кричишь, кричишь, кричишь..."»
«Буржуазии для очистки снега запретили пользоваться лошадиными силами. Тогда буржуазия, не долго думая, наняла себе верблюда. И верблюд возил. И солдаты сочувственно смеялись. – "Молодцы! Ловко обошли декрет!" (Собственными глазами видела на Арбате.)».
«Мои покражи в Комиссариате: два великолепных клетчатых блокнота (желтых, лакированных), целая коробка перьев, пузырек английских красных чернил. Ими и пишу».
Нэпман у фининспектора
1928 год
«Влияние коненковского Стеньки Разина на умы. Солдат, проходя мимо храма Спасителя, другому солдату: – Его бы раскрасить!».
Храм Христа Спасителя
1929 год
«На унылом заборе где-то вкривь от храма Христа Спасителя робкая надпись: "Исправляю почерк"».
Взрыв храма Христа Спасителя
5 декабря 1931
«По 30-му купону карточки широкого потребления выдают гробы, и Марьюшка, старая прислуга Сонечки Голлидэй, недавно испрашивала у своей хозяйки разрешение водрузить таковой на антресоли: "а то – не ровен час..."
Похороны жертв Февральской революции
март 1917
Но бедную старуху ждало жестокое испытание: розовых (девичьих!) не было, и придется ей, восемьдесят лет подряд безупречно девствовавшей, успокоиться в мужеском голубом».
«Обожаю простонародье: в полях, на ярмарках, под хоругвями, везде на просторе и в веселье, – и не зрительно: за красные юбки баб! – нет, любовно люблю, всей великой верой в человеческое добро. Здесь у меня, поистине, чувство содружества».
ЦПКиО имени Горького, актив парка
1933 год
«Таинственное исчезновение фотографа на Тверской, долго и упорно снимавшего (бесплатно) всех ответственных советских работников».
Улица Горького
1 января 1936 - 31 октября 1939
«С бегущим можно бежать, но если ты узнаешь, что он никуда не бежит, всегда бежит, бежит для того, чтобы бежать. Что его бег – самоцель, либо – что еще хуже – бегство самого от себя: себя – раны, прорехи, в которую утекает все».
Поэт Марина Цветаева
1926 год
1/29
Другие фотовыставки
«За всех – противу всех!»
Цитаты из дневников Марины Цветаевой с иллюстрациями эпохи, в которую и о которой она писала.