Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Молодожены, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Фольклорно-этнографический праздник «Шорская свадьба» в музее-заповеднике «Томская Писаница», 1995 год, Кемеровская обл., Яшкинский р-н, дер. Писаная. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Шорская семья, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Турла. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Шорцы, 1983 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Анзас. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Фольклорно-этнографический праздник «Шорская свадьба» в музее-заповеднике «Томская Писаница», 1995 год, Кемеровская обл., Яшкинский р-н, дер. Писаная. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
На шорской свадьбе, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
На шорской свадьбе, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Ортон. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Вид на усадьбу, 1982 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Турла. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Свадебный шалаш, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
На шорской свадьбе, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Ортон. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Фольклорно-этнографический праздник «Шорская свадьба» в музее-заповеднике «Томская Писаница», 1995 год, Кемеровская обл., Яшкинский р-н, дер. Писаная. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Свадебное торжество, декабрь 1985, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Ортон. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
На шорской свадьбе, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Ортон. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
На шорской свадьбе, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Фольклорно-этнографический праздник «Шорская свадьба» в музее-заповеднике «Томская Писаница», 1995 год, Кемеровская обл., Яшкинский р-н, дер. Писаная. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Без названия, 1984 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Фольклорно-этнографический праздник «Шорская свадьба» в музее-заповеднике «Томская Писаница», 1995 год, Кемеровская обл., Яшкинский р-н, дер. Писаная. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Хозяйственный двор. На загороженном  участке стоит срубная постройка для коней и крупного рогатого скота. Перед входом стоит мужчина и запрягает коня, 1990 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Свадебное путешествие по реке, 1985 год, Кемеровская обл., Таштагольский р-н, пос. Усть-Ортон. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Первенец, 1995 год. Выставка «Большой мир малого народа: свадебный обряд» с этой фотографией.
Молодожены. 1984 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, Таштагольский район.
Молодожены
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Долгое время сохранялся обычай сговора детей. Существовали браки между 6–10-летними мальчиками и 20–30-летними женщинами. Но эта форма заключения брака (сговор) не была особо распространенной.
Брак сватовством делился на две части: сватовство, уплата калыма и свадебные пиры – байги. К отцу избранной девушки приходили сваты, которые договаривались о форме и размере калыма, о сроках свадьбы.
Шорская семья
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Калым жениху помогал выплачивать дядя по матери (он же часто ездил сватать невесту), порой бедному жениху калым помогали собирать все родственники, весь род – сеок. Обязательным в совершении свадебного обряда являлось присутствие главы рода невесты.
Шорцы
1983 год
Кимеев Валерий Макарович
Шорские свадьбы обычно игрались весной, после первого крика кукушки.
Кыс аларг (похищение (умыкание) невесты) в первоначальный период был преобладающим типом брака. Брачный возраст обычно составлял 14–17 лет, многоженство отсутствовало.
На шорской свадьбе
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Брак, осуществленный похищением невесты, имел следующую структуру: похищение невесты; главная байга в улусе жениха; примирение (чараш) между родственниками жениха и невесты, уплаты калыма; байги.
На шорской свадьбе
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Готовясь к похищению невесты, жених сначала должен был получить от нее личное согласие и подарок – платок в задаток. Затем ночью украдкой подъезжал с холостыми друзьями к дому невесты на лошадях. По сигналу девушка выходила из дома, садилась верхом на лошадь, и вся компания мчалась в улус жениха.
Вид на усадьбу
1982 год
Кимеев Валерий Макарович
Там невесту передавали родственникам жениха по матери, а утром сооружали одаг – свадебный шалаш, остов которого составляют молодые березки, а покрыт он берестой.
Свадебный шалаш
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Жених с помощью огнива высекал в одаге огонь. При разжигании огня замечали: в одно ли место искры упадут на трут или нет (последнее предвещало скорое вдовство одного из супругов). Невеста же в это самое время, стоя у входа, одаривала всех присутствующих медными кольцами, которые копила с детства.
На шорской свадьбе
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Затем жених и невеста садились перед шалашом, и одна из родственниц жениха заплетала невесте правую косу, приглаживая ее мясной костью и давая молодым откусывать от нее кусочки мяса. Другая родственница жениха заплетала левую косу, приглаживая ее ложкой со сметаной. Концы кос связывал вместе жених.
Все последующие три дня свадебного пира молодые должны были находиться в свадебном жилище, принимая подарки и угощая родственников жениха. Все это время в одаге горел костер, брать огонь из которого не разрешалось, а вокруг кипел, не прекращаясь ни днем, ни ночью, свадебный пир.
Свадебное торжество
декабрь 1985
Кимеев Валерий Макарович
По окончании трех дней бересту с шалаша снимали, а остов относили в лес, где прислоняли к какому-либо дереву. Молодые, вплоть до постройки отдельной юрты или дома, переходили жить в дом свекра.
На шорской свадьбе
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Через некоторое время, обычно через 5-10 дней, проходил обряд примирение – чараш. К родителям «украденной» девушки приезжал посланник от новобрачного, спрашивал, сколько требуется калыма, в какое время должна быть байга.
На шорской свадьбе
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
В назначенный день в улус невесты прибывала молодая чета в сопровождении родителей и родных мужа с большим количеством араки (молочный алкогольный напиток), с целью примирения с родней невесты и уплаты установленного калыма (богатый зять платил сразу, бедный постепенно, иногда несколько лет).
Вторая байга – табачная, справлялась через месяц, на ней родные мужа дарили родственникам жены табакерки.
Без названия
1984 год
Кимеев Валерий Макарович
Третья – мясная – байга, с приводом крупного рогатого скота (коровы или быка) на убой, бывала у богатых после уборки хлеба, у менее богатых людей через год-два после свадьбы, а у бедных – когда случится.
На четвертой байге резали лошадь. На всех байгах главную роль играла арака, которую должны были предоставить по туесу все родственники и гости.
Свадебный обряд, дошедший до ХХ века, является частью традиционной бытовой культуры. Многие его действия архаичны. К ним можно отнести: решение вопроса о браке, похищение невесты, заплетание кос невесты, уплата калыма, строительство свадебного шалаша – одага.
Свадебное путешествие по реке
1985 год
Кимеев Валерий Макарович
Строительство свадебного шалаша, как элемента свадебного обряда, можно встретить и сейчас, хотя сам обряд шорской свадьбы претерпел значительные изменения и практически утратил традиционные элементы.
Первенец
1995 год
Кимеев Валерий Макарович
1/20
Вы посмотрели выставку «Большой мир малого народа: свадебный обряд»
Вам понравилось?
7 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Большой мир малого народа: свадебный обряд
Свадьба – один из самых древних, сложных, важных и интересных обрядов. В конце XIX – начале XX веков у шорцев существовали три способа заключения брака: 1) куда (брак сватовством); 2) кыс аларг (похищение невесты); 3) сговор. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.