Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

«Агния Барто – любимая поэтесса советских пионеров», 1950-е. Видеовыставки: «Именем Горького», «Как Корней Чуковский в костер шишки бросал», выставки «Советский лайфхак: ковер на стене», «"Сто строк…"» с этой фотографией. 
Бабушка и дедушка с внучкой, 20 апреля 1995 - 10 мая 1995, г. Москва. Александр Иванович и Тамара Андреевна Карловы с внучкой Анютой. Тушино. Выставки: «Советский лайфхак: ковер на стене», «Бабушки, дедушки и внуки» с этой фотографией.
Поэт-акын Джамбул Джабаев с переводчиком, 1930-е. Видеовыставка «80-летие ВДНХ. "Тотальная инсталляция"» и выставки «Советский лайфхак: ковер на стене»,  «15 лучших фотографий Макса Альперта» с этой фотографией.
Малиновая прихожая, 1868 - 1870, Московская губ., Московский у., с. Останкино. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Продавец ковров и покупатели, 1900-е, Тифлисская губ.. Выставки «Советский лайфхак: ковер на стене» и «Рыночные отношения» с этой фотографией.
Молодожены на свадьбе, 10 июня 1988, Украинская ССР, г. Днепродзержинск. С 2016 года – город Каменское. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Виртуоз Эмиль Гилельс, 1939 год. Выставки «Советский лайфхак: ковер на стене», «Лучшие фотографии пианистов», «Портреты известных личностей XX века на снимках Марка Маркова-Гринберга» с этим снимком.
Семья обермастера Паукова, 1937 год, г. Магнитогорск. Выставки «Советский лайфхак: ковер на стене» и «В комнатах» с этой фотографией. 
Семья животновода Бавду Ховалыча, 1955 год, Тувинская АО, Дзун-Хемчинский р-н, колхоз «Искра». Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» и видео «Байка о балалайке» с этой фотографией.
Татьяна Сумарокова (слева), штурман 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии, 1948 - 1950. Выставки «Советский лайфхак: ковер на стене», «Куклы Советского Союза» с этой фотографией.
«Сейчас споем», 1953 - 1956, Якутская АССР, Булунский улус, пгт. Тикси. После окончания Великой Отечественной Войны мой дядя, Григорий Петрович Сухарев, был демобилизован из Советской Армии и направлен в город Тикси для работы в должности начальника радиостанции поселка. Жил там вместе с семьей и работал до 1956 года. В свободное время снимал на трофейную камеру свою любимую семью, друзей и знакомых.Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Николай Рыбников и Алла Ларионова с ребенком дома, 1957 год, г. Москва. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Молодая пара, 1 июля 1981 - 20 августа 1981, г. Минск. Владимир Карлов и Ольга Клименко.Выставки «Советский лайфхак: ковер на стене», «Без фильтров–3. Любительская фотография 80-х» с этой фотографией.
Из серии «Ню», 1970 год. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Мама убирается в комнате, 1967 год, Волгоградская обл., г. Волжский. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Ковры из Болгарии, 8 апреля 1961, г. Москва. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Без названия, 1969 - 1974. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Ирина Корсунская, Софья Каллистратова, Мария Слепак, Юрий Гастев, 1980-е. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Из серии «Ковровая фабрика», 1977 год, г. Дербент. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Аня Карлова с игрушками, 1 - 15 октября 1985, Белорусская ССР, г. Минск. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
Светлана Макарчук с сыном Володей, 1980 год, Украинская ССР, Крымская обл., г. Севастополь, пос. Андреевка. Выставка «Советский лайфхак: ковер на стене» с этой фотографией. 
«Не только красиво, но и тепло» – наверняка, каждый слышал эту фразу хотя бы раз в жизни. Фотография Эммануила Евзерихина «Агния Барто – любимая поэтесса советских пионеров», 1950-е.
Если вы родились в СССР или на постсоветском пространстве, в вашем семейном альбоме, скорее всего, есть фотография с ковром на стене. Фотография Владимира Карлова «Александр Иванович и Тамара Андреевна Карловы с внучкой Анютой», 1995 год, Москва.
Бабушка и дедушка с внучкой
20 апреля 1995 - 10 мая 1995
Карлов Владимир Александрович
Сама традиция, по одной версии, «приехала» в царскую Россию с купцами с Востока. Фотография Макса Альперта «Поэт-акын Джамбул Джабаев с переводчиком», 1930-е.
Поэт-акын Джамбул Джабаев с переводчиком
1930-е
Альперт Макс Владимирович
А по другой – с Запада, ведь в европейских замках на стенах часто висели гобелены. Фотография «Шерер, Набгольц и Кº» «Усадьба Останкино. Малиновая прихожая», 1860–1870 годы, Московская губерния.
Малиновая прихожая
1868 - 1870
«Шерер, Набгольц и Кº»
Ковры всегда считались «статусными» вещами: чем богаче хозяин, тем больше ковров. Фотография Дмитрия Ермакова «Продавец ковров и покупатели», 1900-е, Тифлисская губерния.
Продавец ковров и покупатели
1900-е
Ермаков Дмитрий Иванович
Их бережно хранили, вешали на самые видные места, дарили на праздники и передавали по наследству. Фотография Николая Болотина «Молодожены на свадьбе», 10 июня 1988 года, Днепродзержинск.
Молодожены на свадьбе
10 июня 1988
Болотин Николай
Ковры не только украшали интерьер, но и служили неплохим утеплителем во время «долгих зимних вечеров». Фотография Марка Маркова-Гринберга «Виртуоз Эмиль Гилельс», 1939 год.
Виртуоз Эмиль Гилельс
1939 год
Марков-Гринберг Марк Борисович
В 1920-х государство выкупало привозные ковры у населения на экспорт, чтобы получить валюту. Фотография Владислава Микоши «Семья обермастера Паукова», 1937 год, Магнитогорск.
Семья обермастера Паукова
1937 год
Микоша Владислав Владиславович
Ковры на стенах в советских квартирах использовали не только для красоты и уюта. Фотография Ю. Будакова «Семья животновода Бавду Ховалыча», 1955 год, Тувинская АО, колхоз «Искра».
Зачастую они помогли сэкономить на ремонте. Фотография Евгения Халдея «Татьяна Сумарокова, штурман 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии», 1948–1950 годы.
Застройщик плохо выровнял стены – вешаем ковер. Фотография Григория Сухарева «Сейчас споем», 1953–1956 годы, Тикси.
«Сейчас споем»
1953 - 1956
Сухарев Григорий Петрович
Если повесить на стену большой красивый ковер, не придется доставать «дефицитные» обои. Фотография Семена Мишина-Моргенштерна «Николай Рыбников и Алла Ларионова с ребенком дома», 1957 год, Москва.
Николай Рыбников и Алла Ларионова с ребенком дома
1957 год
Мишин-Моргенштерн Семен Михайлович
Если же с обоями что-то произошло, отличным решением будет вместо ремонта украсить испорченный кусок стены «персидским» ковром. Фотография Владимира Куликова «Владимир Карлов и Ольга Клименко», 1981 год, Минск.
Молодая пара
1 июля 1981 - 20 августа 1981
Куликов Владимир
Но и сами ковры попадали в категорию «эксклюзивных» товаров. Фотография Бориса Таирова «Из серии "Ню"», 1970 год.
Из серии «Ню»
1970 год
Таиров Борис Дмитриевич
Хороший большой ковер мог стоить около полутора тысяч рублей при средней зарплате в 120. Фотография Всеволода Тарасевича «Мама убирается в комнате», 1956 год, Волжский.
Мама убирается в комнате
1967 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
При этом, чтобы купить ковер, нужно было отстоять огромную очередь. Фотография Валентина Хухлаева «Ковры из Болгарии», 8 апреля 1961 года, Москва.
Ковры из Болгарии
8 апреля 1961
Хухлаев Валентин Константинович
В «картонных» хрущевках ковры защищали от шумных соседей. Фотография Всеволода Тарасевича «Без названия», 1969–1974 годы.
Без названия
1969 - 1974
Тарасевич Всеволод Сергеевич
И скрывали личные разговоры от «стенных ушей» и вездесущих соседей. Фотография неизвестного автора «Ирина Корсунская, Софья Каллистратова, Мария Слепак, Юрий Гастев», 1980-е.
В СССР было множество ковроткацких фабрик, говорят, что в 1980-х было выпущено по одному ковру на каждого жителя СССР. Фотография Юрия Садовникова «Из серии "Ковровая фабрика"», 1977 год, Дербент.
Из серии «Ковровая фабрика»
1977 год
Садовников Юрий Николаевич
По данным Госкомстата СССР, в 1985 году страна произвела 108 500 000 квадратных метров ковров. Фотография Владимира Карлова «Аня Карлова с игрушками», 1985 год, Минск.
Аня Карлова с игрушками
1 - 15 октября 1985
Карлов Владимир Александрович
Конечно, сейчас ковры на стенах выглядят как пережиток прошлого, но они, несомненно, навевают теплые воспоминания о юности и детстве. Фотография неизвестного автора «Светлана Макарчук с сыном Володей», 1980 год, Севастополь.
Светлана Макарчук с сыном Володей
1980 год
Неизвестный автор
1/21
Вы посмотрели выставку «Советский лайфхак: ковер на стене»
Вам понравилось?
17 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Московские гастроли Ива Монтана и Симоны Синьоре
Звездная пара певца и актрисы побывала в СССР в 1956 и 1963 годах. Ива Монтана превратил в знаменитость в Советском Союзе Сергей Образцов, который привозил пластинки певца из Парижа. Со временем песни Монтана стали звучать в эфире радио «Маяк» и принесли певцу всесоветскую известность. Во время пребывания в Москве Ив Монтан давал по три концерта в день за высокие гонорары. На новогоднем приеме в Кремле Никита Хрущев так развеселился, что плясал «барыню» и в удобный момент поцеловал Симону Синьоре в губы. Посе визита в Москву 1963 года в качестве гостей III Московского кинофестиваля пара привезла в Париж чемодан советского нижнего белья, из которого позже получилась шумная выставка «В чем их любят». На ней французы могли видеть малопривлекательные женские панталоны и бюстгалтеры советского производства.
Николай Свищов-Паола. «Входите – я дома»
В первой половине дня Николай Иванович Свищов-Паола (1874–1964) снимал на заказ, а во второй – экспериментировал, стремясь выйти за рамки ординарного портрета. Он в совершенстве овладел всеми известными способами позитивного процесса: гуммиарабиком, карбро, бромойлем (простым и с переносом). Он изобрел метод печати на молочном стекле и фарфоре, что имело шумный коммерческий успех. Он делал портреты выдающихся современников – Сергея Есенина, Веры Холодной, Ивана Козловского, Василия Качалова. Редактор «Вестника фотографии» Кротков продал Свищову свое ателье «Паола» на Кузнецком мосту, которое Свищов сделал широко известным, из-за чего впоследствии к его фамилии «в народе» прибавилось «Паола». Когда пришло время оформлять новый паспорт, чиновник, не спрося фотографа, вписал в бланк двойную фамилию, закрепив ее за мастером уже официально. «Если отбросить от меня сейчас это "Паола", то я, наверное, уже не буду Свищов», – шутил позже фотограф. Свищов-Паола фотографировал до последнего дня своей жизни. Высокий, профессорского вида человек, он жил в центре Москвы, в начале Пушкинской улицы (нынешней Б. Дмитровки). На двери его квартиры всегда висела табличка «Входите – я дома» – и к нему ходили за советом фотокорреспонденты, молодые кинооператоры и фотолюбители-школьники.
Советский лайфхак: ковер на стене
«Отто Фрижа не соврал: ковер был действительно роскошный. Он был черно-багровый, глубоких благородных оттенков, он занял всю левую стену в кабинете, напротив окон, и кабинет с ним приобрел совершенно особенный вид. Это было дьявольски красиво, это было элегантно, это было значительно». – Аркадий и Борис Стругацкие, «Град обреченный»