Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Здание Наркомзема. Часы, 1933 год, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Торгсин, 1931 - 1935, г. Москва. Выставки «Соблюдайте правила!», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «На посту», «По России на санях» и видеолекция «Шелковые носки, монокль и шапка из гризли: что предпочитал Михаил Булгаков» с этой фотографией.
На улицах Москвы, 1918 год, г. Москва. На заднем плане — пассаж К. С. Попова (позднее — Джамгаровых). Построен по заказу чаеторговца К. С. Попова архитектором Александром Резановым в 1877 году. В пассаже Попова в 1882 году открылась первая московская телефонная станция, а в 1885 году на фасаде здания впервые в Москве появилась световая реклама.Выставки «Охота за светом», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Россия в 1918 году», «За всех – противу всех!» и видео «Перенос столицы», «К 180-летию фотографии. Эпизод IX: "Русское фотографическое общество"», «Переход» с этой фотографией.
Москва в зимнем тумане, 1920-е, г. Москва. Выставки: «Навести тумана», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Падал прошлогодний снег» с этой фотографией.
Газетный киоск, 15 - 31 марта 1929, г. Москва. Справа – папиросница Моссельпрома.Видео «НЭП: новая экономическая политика» и выставки «История российской печати: от Петра до интернета», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Киоск или палатка» с этой фотографией.
Выборы в Советы, январь 1927, г. Москва. Надпись на транспаранте: «Лучших ударников и колхозников в Советы». 4-й съезд Советов СССР проходил с 18 по 27 апреля 1927 года. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Гражданский долг и праздник: как агитировали, митинговали и выбирали в России и СССР в ХХ веке» и «Пропаганда и агитация 1920-х» с этой фотографией.
Очистка тротуаров от снега в порядке трудовой повинности, 1919 год, г. Москва. Выставки «19 фотографий 1919», «Из истории общепита», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Такого снегопада...», «За всех – противу всех!» и видео «Переход» с этой фотографией.
Рынок, 1920 год, г. Москва. Выставки «Рыночные отношения» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией. 
В зоопарке, 1938 год, г. Москва. Выставки «Один из старейших зоосадов Европы. Краткая история Московского зоопарка» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Забастовка у частника. Магазин «Обувь» на Мясницкой улице, 1924 год, г. Москва. Видео «НЭП: новая экономическая политика» и выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Молодая пара на выходе из бюро ЗАГС Краснопресненского района Москвы, 1938 - 1939, г. Москва. Выставки: «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «ЗАГС: торжество любви по-советски» с этим снимком.
«Прибрав квартиру, Анна Ивановна отправляется в заводской ЗРК – закрытый распределитель», 1931 год, г. Москва. Из серии «24 часа из жизни Филипповых».Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «А где же яйца?», «Завесьте, будьте добры...» и видеолекция «Макс Альперт. "Восстановление фактов"» с этой фотографией.
Улица Охотный Ряд, 1934 год, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и видео «Так говорил Каганович» с этой фотографией.
Первомайская демонстрация. Духовой оркестр, 1 мая 1932, г. Москва. В 1935–1990 годах – улица Кирова, в 1990 году было возвращено историческое название – Мясницкая.Выставки «Музыкальный момент» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Парад на Красной площади. Велосипедисты, 1 мая 1925, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Красная площадь, 1940 год, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Красноармейцы выносят иконы и церковную утварь после закрытия Симонова монастыря, 1923 год, г. Москва. Симонов монастырь был основан в 1370-х годах. В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы – Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и останавливался здесь во время приездов в Москву. В 1930 году правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. Были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932–1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа. Выставки «В храме», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «СССР в 1923 году» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Ночлежка, 1923 год, г. Москва. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «СССР в 1923 году» с этой фотографией.
Московский беспризорник, 1924 год, г. Москва. Выставки «Государство в государстве»,  «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «За всех – противу всех!» с этой фотографией.
Поезд Москва – Ленинград «Красная стрела». Открытие маршрута. Октябрьский вокзал, 30 июня 1931, г. Москва. Ныне – Ленинградский вокзал. С 1855 по 1923 –  Николаевский вокзал; c 1923 по 1937 – Октябрьский вокзал.Выставки: «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «История страны под стук колес», «Санкт-Петербург – Москва: соперничество и вечная любовь» с этим снимком.
Ресторан Казанского вокзала, 1937 год, г. Москва. Выставки «Из истории общепита» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Зима. Извозчик, 1920-е, г. Москва. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «По России на санях» с этой фотографией.
Промкомбинат. Паровая баня для рабочих, 1932 год, г. Галич. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Съемочная группа II и III конгрессов Коминтерна, 1 - 12 июля 1921, г. Москва. Выставки «За кадром», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «21 фотография 1921 года» с этой фотографией.
Анатолий Луначарский на октябринах в одном из рабочих клубов, январь 1924, г. Москва. Анатолий Луначарский – второй слева. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «24 фотографии 1924 года» и видео «Луначарский. Интеллигент среди большевиков и большевик среди интеллигентов» и «Неизведанные края Отто Шмидта» с этой фотографией.
Из серии «Физкультура», 1934 год, г. Москва. 1-я Советская объединенная военная школа РККА имени ВЦИК (ныне – Московское высшее военное командное училище). Летние военные лагеря. Физическая подготовка.Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Обнаженная в пеньюаре, 1920 - 1936. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Деталь памятника Александру III, 17 - 31 июля 1918, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Президиум собрания и члены правительственной комиссии по чистке аппарата АН СССР, 1929 год, г. Ленинград. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «Головы и бюсты» с этой фотографией.
Новые дома на Усачевке. Лестница снизу, 1928 год, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Образцовая школа № 5. Вылазка на коньках, январь - февраль 1934, г. Челябинск. Решением Челябинского горсовета все школы города в середине 1930 года снабжались музыкальными инструментами, а также лыжами, коньками и прочим физкультурным инвентарем.Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Сухаревский бульвар. Перекресток, 1928 год, г. Москва. На заднем плане – Сухарева башня (архитектор Михаил Чоглоков, годы постройки 1692– 1695). Находилась на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Снесена в 1934 году.Выставки «Москвоведение: Сухаревская площадь», «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «1932-й. До и после. Родченко», видео «120 лет московскому трамваю»,  «Сухаревка. "Рафаэль и обжорная кухня"», «По Москве с Александром Родченко» с этой фотографией.
Вид на ТЭЦ с Москвы-реки, октябрь - ноябрь 1927, г. Москва. Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и «Пропаганда и агитация 1920-х» с этой фотографией.
Лестница сверху. Новые дома на Усачевке, 1928 год, г. Москва. Улица Усачева застроена четырех-пятиэтажными кирпичными домами постройки конца 1920-х годов (рабочий поселок «Усачевский» или «Усачевка», даты строительства – 1925–1928 годы, архитектор Алексей Мешков).Выставки «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина», «Эксперименты с ракурсом 1920–1930-х», видеолекция «Александр Слюсарев. Метафизика света» с этой фотографией.
Курьерша у телефона (Варвара Степанова). Из серии «Очерк о газете», 1928 год. Выставки «Алло, кто говорит?» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Дети в театре под руководством Наталии Сац, сентябрь 1926, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» и видео «Мечта всех детей», «Карьера композитора. Тихон Хренников» с этой фотографией.
Белье на задворках, 1927 - 1929, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
Новая архитектура, 1933 год, г. Москва. Здание Наркомзема.Выставки «Конструктивизм: передовая архитектура раннего СССР» и «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
«Технические и индустриальные мотивы. Верхние и нижние углы съемки как новый взгляд на индустриальный мир». № 2, 1924 - 1928, г. Москва. Выставка «Иллюстрации к "Московскому дневнику" Беньямина» с этой фотографией.
«Мне кажется, что такого количества часовщиков, как в Москве, нет ни в одном городе. Это тем более странно, что люди здесь не слишком ценят время. Но тому есть, видимо, исторические причины. Если обратить внимание на то, как они движутся по улицам, то очень редко можно увидеть спешащего прохожего».
Здание Наркомзема. Часы
1933 год
Прехнер Михаил Григорьевич
«Замечено, что люди ходят по улице лавируя. Это естественное следствие перенаселенности узких тротуаров, такие же узкие тротуары можно встретить разве что иногда в Неаполе. Эти тротуары придают Москве… характер импровизированной метрополии, роль которой не нее свалилась совершенно внезапно».
Торгсин
1931 - 1935
Шагин Иван Михайлович
«К земной поверхности здесь относятся столь же скупо, сколь расточительно к воздушному пространству. К тому же лед у стен домов лежит так плотно, что часть тротуара не пригодна для ходьбы. Между прочим, отличить его от проезжей части улицы чаще всего трудновато».
На улицах Москвы
1918 год
Неизвестный автор
«Москва – самый тихий из городов-гигантов, а в снегу она тиха вдвойне. Главный инструмент уличного оркестра, автомобильный гудок, представлен здесь слабо, машин мало. Также, в сравнении с другими столицами, очень мало газет, в сущности лишь одно бульварное издание,
Москва в зимнем тумане
1920-е
Петров Николай Макарович
единственная вечерняя газета, выходящая из печати около трех часов. Наконец, и выкрики торговцев здесь очень тихие. Уличная торговля в значительной степени нелегальна и не любит привлекать к себе внимание».
Газетный киоск
15 - 31 марта 1929
Родченко Александр Михайлович
«Жизнь на улице – словно в студеном зеркальном зале, где всякая остановка и осмысление ситуации даются с невероятным трудом: нужно полдня готовиться к тому, чтобы опустить письмо в почтовый ящик, и, несмотря на суровый холод, требуется усилие воли, чтобы войти в какой-нибудь магазин».
Выборы в Советы
январь 1927
Коршунов Сергей Георгиевич
«Впрочем, магазины, за исключением огромного гастронома на Тверской, где готовые блюда выставлены в таком великолепии, которое знакомо мне лишь по иллюстрациям в поваренной книге моей матери и которое вряд ли уступает великолепию царского времени, не слишком располагают к их посещению».
«Все – крем для обуви, иллюстрированные книги, канцелярские принадлежности, выпечка, даже полотенца – продаются прямо на улице, словно это происходит не в зимней Москве с ее 25 градусами мороза, а неаполитанским летом».
Рынок
1920 год
Петров Николай Макарович
«Новым и радостным впечатлением был увиденный мной на улице мальчик, который гордо нес доску с чучелами птиц. Значит, и таких птиц можно купить на улице».
В зоопарке
1938 год
Васин Сергей Иванович
«В сравнении с огромной войлочной обувью, в которой расхаживают крестьяне и зажиточные дамы, тесно облегающие сапожки кажутся интимной частью туалета, наделенной всеми мучительными свойствами корсета».
«Я разрешил загадку человека с алфавитной доской: он торговал буквами, которыми помечали калоши, чтобы не спутать».
«В то же время есть кое-какой вид комфорта, неизвестный в Западной Европе. Государственные продовольственные магазины открыты до одиннадцати часов вечера, а дома – до полуночи и даже позже. Слишком много жильцов и квартирантов: дать каждому ключ от дома невозможно».
«Прибрав квартиру, Анна Ивановна отправляется в заводской ЗРК – закрытый распределитель»
1931 год
Альперт Макс Владимирович, Шайхет Аркадий Самойлович, Тулес Соломон Иосифович
«Место по-настоящему знаешь только тогда, когда пройдешь его в как можно большем количестве направлений. На какую-нибудь площадь нужно вступить со всех четырех сторон света, чтобы она стала твоей, да и покинуть ее во все стороны тоже. Иначе она три, четыре раза перебежит вам дорогу…»
Улица Охотный Ряд
1934 год
Неизвестный автор
«Во время прогулки по Ямской Тверской мы встретили группу комсомольцев, маршировавших под музыку. Эта музыка, так же как и музыка советской армии, производит впечатление соединения свиста и пения».
Первомайская демонстрация. Духовой оркестр
1 мая 1932
Родченко Александр Михайлович
«Нижняя часть храма Василия Блаженного могла бы быть первым этажом великолепного боярского дома. А кресты на куполах часто выглядят как огромные серьги, вознесенные к небу».
Парад на Красной площади. Велосипедисты
1 мая 1925
Шайхет Аркадий Самойлович
«На соразмерном основании вознеслось здание, симметрию которого не увидишь ни с какой стороны. Он все время что-то скрывает, и застать врасплох это строение можно было бы только взглядом с самолета, против которого его строители не подумали обезопаситься».
Красная площадь
1940 год
Клепиков Петр Владимирович
«Помещения не просто освободили, но выпотрошили, словно охотничью добычу, предложив народному образованию как "музей"… Здесь дежурит толстая женщина, по виду крестьянка: хотел бы я слышать те пояснения, которые она давала нескольким пришедшим пролетариям».
«Нищенство не агрессивно, как на юге, где назойливость оборванцев все еще выдает остатки жизненной силы. Здесь оно – корпорация умирающих».
Ночлежка
1923 год
Неизвестный автор
«Очень редко можно увидеть подающего. Нищенство потеряло свое наиболее мощное основание – дурную социальную совесть, открывающую кошельки гораздо шире, чем сочувствие».
Московский беспризорник
1924 год
Неизвестный автор
«Я использовал первую половину дня, чтобы осмотреть три вокзала, расположенные на Каланчевской площади: Курский, Октябрьский, с которого поезда отправляются в Ленинград, и Ярославский, с него поезда уходят в Сибирь».
«Вокзальный ресторан заставлен пальмами, и из него открывается вид на зал ожидания с голубыми стенами. Чувствуешь себя, словно в домике антилоп в зоопарке».
Ресторан Казанского вокзала
1937 год
Шайхет Аркадий Самойлович
«Извозчик свернул по незнакомому мне пути, мы проехали мимо бань и увидели прелестный потаенный уголок Москвы».
Зима. Извозчик
1920-е
Родченко Александр Михайлович
«Ася рассказывала мне о русских банях; я уже знал, что это настоящие центры проституции, как это было в средневековой Германии».
Промкомбинат. Паровая баня для рабочих
1932 год
Смодор Михаил Маркович
«На обратном пути мы попали на киносъемку… люди при этом тут же теряют голову, забыв все, часами следят за происходящим, потом сконфуженные приходят на работу и не могут объяснить, где они были».
Съемочная группа II и III конгрессов Коминтерна
1 - 12 июля 1921
Неизвестный автор
«Это представляется очень вероятным, когда видишь, сколько раз здесь приходится назначать совещание, чтобы оно состоялось. Ничто не происходит так, как было назначено и как того ожидают,
это банальное выражение сложности жизни с такой неотвратимостью и так мощно подтверждается здесь на каждом шагу, что русский фатализм очень скоро становится понятным».
Из серии «Физкультура»
1934 год
Устинов Александр Васильевич
«Но прежде всего – русскому кино совершенно ничего не известно об эротике. Как известно, пренебрежение любовью и сексуальной жизнью входит в коммунистическое кредо. Изображение в кино или театре трагической любовной интриги было бы расценено как контрреволюционная пропаганда».
Обнаженная в пеньюаре
1920 - 1936
Гринберг Александр Данилович
«С утра до вечера идут поиски власти. Вся комбинаторика жизни западноевропейской интеллигенции чрезвычайно бедна в сравнении с бесконечными перипетиями судьбы, которые человек успевает пережить здесь за один месяц».
Деталь памятника Александру III
17 - 31 июля 1918
Неизвестный автор
«Конечно, из-за этого может возникнуть своего рода опьянение, так что жизнь без заседаний и комиссий, дискуссий, резолюций и голосования (а это все войны или, по крайней мере, маневры на пути к власти) покажется просто невозможной».
«Именно этот процесс формирования всей системы господства и делает жизнь здесь такой содержательной. Она настолько же замкнута на себя и полна событий, бедна и в то же время полна перспектив, как жизнь золотоискателей в Клондайке».
Новые дома на Усачевке. Лестница снизу
1928 год
Шайхет Аркадий Самойлович
«Есть здесь и люди, не заботящиеся о словах и спокойно принимающие вещи такими, каковы они в действительности, например дети, надевающие на улице коньки. Азарт, которым сопровождается здесь поездка в трамвае. Через заиндевевшие окна никогда не разобрать, где находишься».
Образцовая школа № 5. Вылазка на коньках
январь - февраль 1934
Неизвестный автор
«А когда узнаешь, то путь к выходу преграждает масса втиснувшихся в трамвай людей. Поскольку вход в вагон сзади, а выход – спереди, приходится пробираться сквозь толпу, и получится ли это, зависит от удачи и от бесцеремонного использования физической силы».
Сухаревский бульвар. Перекресток
1928 год
Родченко Александр Михайлович
«Жилищная проблема порождает здесь странный эффект: когда идешь вечером по улицам, то видишь, в отличие от других городов, что почти каждое окно и в больших, и в маленьких домах освещено. Если бы свет этих окон не был таким разнородным, можно было подумать, что это иллюминация».
Вид на ТЭЦ с Москвы-реки
октябрь - ноябрь 1927
Горкин Виктор Николаевич
«Постепенно я начинаю понимать звуки, которые меня здесь окружают. Увертюра начинается рано утром и включает все лейтмотивы: сначала тяжелые шаги по лестнице, которая напротив моего номера спускается в полуподвал. Возможно, по ней поднимается на работу персонал».
Лестница сверху. Новые дома на Усачевке
1928 год
Шайхет Аркадий Самойлович
«Потом начинает звонить телефон в коридоре и, почти не прерываясь, продолжает звонить до часа или двух ночи. Московский телефон функционирует превосходно, лучше, чем в Берлине или Париже».
«Любое соединение происходит за три-четыре секунды. Особенно часто по телефону говорит громкий детский голос. Благодаря множеству повторяемых номеров мое ухо привыкает к русским числам».
Дети в театре под руководством Наталии Сац
сентябрь 1926
Шайхет Аркадий Самойлович
«Из подворотен, у дверных косяков на тебя выскакивает полная молчаливого ожесточения и борьбы жизнь, то разными по величине черными, синими, желтыми и красными буквами, то стрелкой-указателем, то изображением сапог или свежевыглаженного белья, то вытоптанной ступенькой или солидным крыльцом».
Белье на задворках
1927 - 1929
Игнатович Борис Всеволодович
«Нужно также проехать по улицам на трамвае, чтобы увидеть, как эта борьба карабкается вверх по этажам, чтобы в конце концов достичь решающей стадии на крышах. Туда выбиваются лишь мощнейшие старые лозунги или названия фирм, и увидеть индустриальную элиту города можно лишь с самолета».
Новая архитектура
1933 год
Игнатович Борис Всеволодович
«Еще кое-что я заметил в последние дни: не только снег заставит меня тосковать по Москве, но и небо. Ни над одним из других городов-гигантов нет такого широкого неба. Это из-за того, что много низких домов. В этом городе постоянно ощущаешь открытость русской равнины».
1/39
Вы посмотрели выставку «Иллюстрации к «Московскому дневнику» Беньямина»
Вам понравилось?
14 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Секреты великой актрисы
О Вере Комиссаржевской говорили, что она опередила «Серебряный век», была символом своей эпохи, перевернула представление об актерской жизни, дала много театральных потомков, хотя своих детей у нее не было. Современники наделяли ее громкими эпитетами: «чайка русской сцены», «солнце России», за которыми скрывались постоянная борьба, одиночество и бесконечные поиски своего предназначения. В одном из писем Комиссаржевская делится своим главным секретом этой борьбы: «Помните, как сын царя Салтана, которого пустили в море в засмоленной бочке, в один прекрасный день потянулся в бочке, встал, вышиб дно и вышел прочь. Мне кажется, в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда надо "потянуться, встать и выбить дно". А если дно окажется крепче головы? Но секрет, вероятно, в том, чтобы не бояться, пока боишься за свою голову – ничего не пробьешь…»
Ульяновский «соцкретинизм» Валерия Щеколдина
Придумав для себя это направление, житель Ульяновска, бывший конструктор Ульяновского автомобильного завода, внештатный фотокорреспондент газеты «Ульяновский комсомолец» Валерий Щеколдин одновременно с добросовестным выполнением репортерских заданий принялся последовательно выявлять абсурд системы, фиксировать жизнь за рамками официально разрешенных тем. Когда кадров набралось достаточно, у него возникла идея издать книгу со скромным названием «Искусство вырождения», но о ее публикации можно было думать только с юмором. И продолжать скурпулезно накапливать материал. «Я зачем-то всюду выискивал лица, характеры, ситуации, в которых жизнь являла свое неистощимое разнообразие». Это потом, после развала Союза, к нему приходит известность, проходят персональные выставки («Момент истины», «Сокровенный человек» и другие), журнал Paris Match и клуб фоторедакторов Германии признают его лучшим фотографом года, а до этого приходится неотступно «выискивать» и складывать эти свидетельства эпохи, как говорится, «в стол». В данную выставку вошли работы Щеколдина, сделанные им в Ульяновске и Ульяновской области с 1969 по 1986 год.
Иллюстрации к «Московскому дневнику» Беньямина
В декабре–январе 1926–1927 годов Москву посетил немецкий философ Вальтер Беньямин. В течение всего пребывания в советской столице философ вел дневник, в котором подробно описывал все увиденное. Результатом поездки стали четыре статьи и эссе «Москва», написанное Беньямином по заказу Мартина Бубера, которому в феврале 1927 года философ писал: «Мои описания будут избегать всякой теории. Как я надеюсь, именно благодаря этому мне удастся заставить говорить саму реальность…» Последующая судьба Беньямина сложилась трагически. После неудачной попытки покинуть оккупированную Францию, в ночь с 26 на 27 сентября 1940 года, в возрасте 48 лет он покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином. «Московский дневник» впервые был опубликован спустя 40 лет после смерти автора.