Шорский ребенок с книгой в руках. 1985 год. Автор: Валерий Кимеев. Кемеровская область, Таштагольский район.
Шорский ребенок с книгой в руках
1985 год
Рождение ребенка у шорцев в начале ХХ века отмечалось весьма скромно, что иногда объясняют низким уровнем жизни и высокой детской смертностью.
Шорцы на своей усадьбе
1985 год
Возможно, с этим связано поверье: запрет класть ребенка в новую колыбель. В ней до младенца качали щенка или котенка.
Шорские дети
1982 год
Если ребенок умирал в младенчестве, то хоронили его в колыбели, не оставляя ее для других детей.
Шорка с детьми
1982 год
Чтобы содействовать родам, облегчить страдания роженицы и обеспечить безопасное рождение ребенка, прибегали к ряду обрядовых действий.
Шорские дети-дошкольники
1985 год
Существует описание А. Н. Аравийского: «... роженицу вынуждают совершать неимоверные упражнения: схватываться за подвешенную к потолку над кроватью веревку, подтягиваться вверх на ней и пр.».
Молодая семья Торчаковых
1981 год
Девочек с 10 лет заставляли пить порошок «медвежий зык», приготовленный из высушенных остатков травы, извлеченных из прямой кишки убитого медведя.
Девочка верхом на лошади
1984 год
Роды принимала обычно соседка.
Маленький сын семьи Торчаковых
1981 год
Пуповину обрезали обычным ножом, заворачивали в тряпку и прятали в сухое место. Потом зашивали ее в четырехугольный кожаный мешочек «чаарых», украшенный раковинами каури и пуговицами, и вешали на зыбку или матицу.
Ребенок спит
1984 год
Для защиты детей от злых духов в зыбку клали ножик или ножницы. А также вешали на веревочке пулю или пуговицы, подаренные новорожденному «на счастье» родственниками и соседями.
Шорка с ребенком
1982 год
Если в семье рождалась девочка, то в углу, над колыбелью, прибивали к стене вершину молодой березки, символ свадебного шалаша, а значит замужества. А если мальчик, то отец делал лучок и небольшую стрелу, знак охотника.
В жилом доме
1981 год
Обычно шаман присутствовал при родах, он совершал особый обряд, брызгал варевом из рябчика или кедровых орехов в сторону колыбели и обращался к божеству Умай с просьбой о помощи новорожденному.
«Информаторы»
1980-е
В наречении имени ребенку могли принимать участие не только родные, но случайные люди, которые оказались во время родов в юрте.
Шорец с детьми
1988 год
Старались избежать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин.
При крещении священник давал ребенку христианское русское имя.
Отец и дочь
1982 год
Бутылочкой для прикармливания ребенка служил коровий рог с соской из коровьего вымени, которое предварительно выдерживали в соленом растворе.
Шорцы
1983 год
Для привлечения детей к труду большое значение имели игры.
Подарки шорским детям
1989 год
Мальчики играли с маленькими луками, лодочками с веслами, удочками, деревянными топориками и так далее.
Ребенок семьи Челбогашевых
1980-е
У девочек были свои игрушки – ступки, прялки, туеса и сшитые из ткани куклы «кыдак».
Подарки шорским детям
1982 год
1/19
Другие фотовыставки
Дети гор и тайги
Родильный обряд знаменует начало жизненного пути для новорожденного человека. Шорцы верили, что он обеспечивал защиту роженицы и ребенка от воздействия злых сил, а также предопределял судьбу новорожденного. Фотографии из собрания музея-заповедника «Томская Писаница». Автор: сотрудник музея Мария Саенко.