Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Автомобиль, 1905 - 1910, Узбекистан, г. Ташкент. Автор  инженер-механик Леонард Эдуардович Лилиенталь. В автомобиле Леонард  Эдуардович Лилиенталь.Фотография из архива Анны Леонидовны Завьяловой.Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Автомобили «Рено» на Дворцовой площади, 1910 - 1912, г. Санкт-Петербург. С 1907 года Петр Фрезе первым в России наладил регулярные поставки автомобилей Рено. Фирма не только занималась продажами готовых автомобилей, но и самостоятельно изготавливала небольшие партии кузовов и собирала машины, оснащенные двигателями Renault.С 1910 по 1917 годы в Санкт-Петербурге в Эртелевом переулке, дом 10 (сегодня – улица Чехова), действовала станция технического обслуживания автомобилей Рено. Фактически, фирма «Фрезе и К°» стала первым официальным представителем компании Renault в России.Выставки «Вот это тачка!» и «Дореволюционная Россия: транспорт» с этой фотографией.
Супруга редактора журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля Лидия Яковлевна у решетки сада Зимнего дворца, 1915 год, г. Петроград. Андрей Нагель – русский автомобилист, автогонщик, мотогонщик, журналист, издатель и редактор журналов «Спорт», «Автомобиль», «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь», юрист, масон.Выставки «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения» и «Клетка на все времена», «Дореволюционная Россия: транспорт» и видео «За рулем» с этой фотографией.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа», 3 февраля 1917 - 31 марта 1917, г. Петроград. Николай II был страстным поклонником автомобилей, в его коллекции были редкие экземпляры со всего мира. В 1917 году все машины Императорской семьи были реквизированы в пользу Правительства Советов. Подробнее о революционных событиях 1917 года смотрите здесь. Выставки «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Автомобиль, 1930-е, г. Москва. Выставка «Вот это тачка!» и видеовыставка «Первый съезд советских писателей» с этим снимком.
ГАЗ. Автомашины во дворе завода, 1932 год, г. Нижний Новгород. 7 октября 1932 года город был переименован в Горький, в 1990 году городу возвращено историческое название. Выставки «Вот это тачка!» и  «Жизнь в городе "Н-Н"» с этой фотографией. 
Новые автомобили у Большого театра, 1931 - 1934, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!» и «10 лучших фотографий Михаила Прехнера» с этой фотографией.
Закладка топлива, сентябрь - октябрь 1938, г. Москва. Испытательный пробег легковой газогенераторной машины «М-1».Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
«Надо подтолкнуть!», сентябрь - октябрь 1944, Украинская ССР. Группа улыбающихся советских фронтовых корреспондентов, выталкивающих из грязи автомобиль ГАЗ-67 на сельской улице. Крайний слева – Борис Полевой.Выставки «Вот это тачка!», «Фотограф Иван Шагин», видео «Борис Полевой» с этой фотографией.
Два советских офицера около машины «Steyr 50», 1945 год, Германия. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Испытание нового автомобиля ЗИС-110, 1947 год, г. Москва. Выставки «Новое благосостояние» «15 лучших послевоенных фотографий Дмитрия Бальтерманца»,  «10 лучших фотографий с автомобилями», «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения», видео «Дмитрий Бальтерманц» с этой фотографией.
Наводнение в Курсовом переулке после грозовых ливней в мае 1949 года, май 1949, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!», «Северная Aсqua Alta. Петербург, Москва, Днепропетровск во время наводнений прошлого века», «Без погон, но в шляпе», «СССР в 1949 году» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Софийская звонница и автомобиль ГАЗ-М20 «Победа», 1950-е, г. Новгород. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Легковой автомобиль ЗИМ, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Легковой автомобиль Москвич 400-422, 1954 - 1956, г. Москва. Авторство снимка приписывается Е. И. Баженову.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Детский легковой автомобиль, 1955 год. Выставки «Вот это тачка!», «10 лучших: дети за рулем», «Роскошь и средство передвижения» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. Автомобиль ЗИЛ-112 «Циклоп», 7 - 8 сентября 1956. Выставка «Вот это тачка!» и «20 лучших фотографий Сергея Васина» с этой фотографией.
Женщина с фотоаппаратом, сентябрь - октябрь 1958, Грузинская ССР, г. Тбилиси. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Клоунада, 1955 - 1956, г. Москва. Московский цирк на Цветном бульваре.
Врачи около автомобиля скорой помощи, 1958 год, Украинская ССР, г. Харьков. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Охотник с добычей на дороге, 1965 год, Туркменская ССР, Ташаузская обл., колхоз им. Тельмана. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций, 23 октября 1966, г. Москва. Толя Глушицкий на автомобиле «Вологда» (слева) и Боря Злобин на автомобиле «Малыш-4».23 октября 1966 года в Москве состоялся парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций на приз журнала «Техника молодежи». Парад прошел от Манежной площади до ЦПКиО имени Горького, где состоялись выставка конструкций и вручение призов победителям.Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Механик В. Кузменко с семьей на площади в Коркино, 12 июня 1958 - 12 июня 1965, Челябинская обл., Еткульский р-н, г. Коркино. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Свежие новости по радио, 1958 год, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!», «Изобретение, наделавшее много шуму» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ, 1959 год, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!», «10 лучших фотографий с автомобилями», «Роскошь и средство передвижения» и «15 лучших фотографий Ивана Шагина» с этой фотографией.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу, 23 марта 1959, г. Москва. Водитель машины Николай Иванович Николаев. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Гоночные автомобили, 1959 год. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Москвич-407, 1960-е. Выставки «Вот это тачка!» и «Юрий Абрамочкин. Гений фотоочерков» с этой фотографией.
Зима в Москве, 31 января 1965, г. Москва. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу, 24 мая 1967, г. Москва. Сейчас Воробьевы горы. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 1996 года - ОАО «Москвич»). Ныне несуществующий московский автомобилестроительный завод. Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1930 году, остановлен в 2002, ликвидирован в 2010 году.Выставки: «Вот это тачка!», «Роскошь и средство передвижения», «Лучшие девушки Советского Союза» с этой фотографией.
Новый гоночный автомобиль «Москвич-Г5», 24 июля 1968, г. Москва. 50-летию советского мотоспорта  была посвящена  пресс-конференция, прошедшая в Центральном доме журналиста.Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
«Москвич»-408, 1968 год, г. Москва. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 2022 года – АО «Московский автомобильный завод „Москвич“».). Выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». Основан в 1930 году.Выставки «Вот это тачка!» и «Роскошь и средство передвижения» с этой фотографией.
Свадьба, 1971 год, г. Москва. Выставки «Вот это тачка!», «Куклы Советского Союза» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Сверхтяжелый транспортный вертолет В-12 (МИ-12) для перевозки различных видов боевой техники, включая баллистические ракеты, май 1971.
Любопытство, 1975 год, г. Москва. Выставки: «"Пока все дома". Стрит-фотографии Владимира Богданова», «Зеваки»  и «Вот это тачка!» с этой фотографией.
Без названия, 1980-е, Калининградская обл., Гвардейский р-н. Из семейных архивов первых переселенцев в Калининградскую область.Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
«Без подшипников нет быстрого движения». ВДНХ. Экспозиция ГПЗ, 1980 год, г. Москва. Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1) создан в 1932 году. В 1993 году ГПЗ-1 стал акционерным обществом «Московский подшипник». Выставки «Яркие восьмидесятые: СССР на пороге перемен», «Вот это тачка!» и видео «За рулем» с этой фотографией.
Конвейер АвтоВАЗа, 1981 год, г. Тольятти. Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
«О, Волга, колыбель моя», 1990-е, г. Москва (?). Выставка «Вот это тачка!» с этой фотографией. 
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте, 1995 год, г. Санкт-Петербург. Выставки «Роскошь и средство передвижения» и «Вот это тачка!» с этой фотографией.
Автомобиль. 1905–1910 годы. Неизвестный автор.
Автомобиль
1905 - 1910
Неизвестный автор
Автомобили «Рено» на Дворцовой площади. 1910–1912 годы. Автор: Карл Булла.
Автомобили «Рено» на Дворцовой площади
1910 - 1912
Булла Карл Карлович
Супруга редактора журнала «Автомобиль» Андрея Нагеля Лидия Яковлевна у решетки сада Зимнего дворца. 1915 год. Автор: Карл Булла.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа». 1917 год. Автор: Карл Булла.
«Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа»
3 февраля 1917 - 31 марта 1917
Булла Карл Карлович
Автомобиль. 1930-е. Автор: Михаил Прехнер.
Автомобиль
1930-е
Прехнер Михаил Григорьевич
ГАЗ. Автомашины во дворе завода. 1932 год. Автор: Аркадий Шайхет.
ГАЗ. Автомашины во дворе завода
1932 год
Шайхет Аркадий Самойлович
Новые автомобили у Большого театра. 1931–1934 годы. Автор: Михаил Прехнер.
Новые автомобили у Большого театра
1931 - 1934
Прехнер Михаил Григорьевич
Закладка топлива. 1938 год. Автор: Александр Устинов.
Закладка топлива
сентябрь - октябрь 1938
Устинов Александр Васильевич
«Надо подтолкнуть!» 1944 год. Автор: Иван Шагин.
«Надо подтолкнуть!»
сентябрь - октябрь 1944
Шагин Иван Михайлович
Два советских офицера около машины «Steyr 50». 1945 год. Автор: Георгий Петрусов.
Два советских офицера около машины «Steyr 50»
1945 год
Петрусов Георгий Григорьевич
Испытание нового автомобиля ЗИС-110. 1947 год. Автор: Дмитрий Бальтерманц.
Испытание нового автомобиля ЗИС-110
1947 год
Бальтерманц Дмитрий Николаевич
Наводнение в Курсовом переулке после грозовых ливней в мае 1949 года. Автор: Семен Мишин-Моргенштерн.
Софийская звонница и автомобиль ГАЗ-М20 «Победа». 1950-е. Автор: Евгений Умнов.
Легковой автомобиль ЗИМ. 1954–1956 годы. Автор: И. Баженов.
Легковой автомобиль ЗИМ
1954 - 1956
Баженов Е. И.
Легковой автомобиль Москвич 400-422. 1954–1956 годы. Автор: И. Баженов.
Детский легковой автомобиль. 1955 год. Автор: Б. Удовиченко
Детский легковой автомобиль
1955 год
Удовиченко Б.
Чемпионат СССР по автомобильным гонкам. Автомобиль ЗИЛ-112 «Циклоп». 1956 год. Автор: Сергей Васин.
Женщина с фотоаппаратом. 1958 год. Автор: Сигизмунд Кропивницкий.
Женщина с фотоаппаратом
сентябрь - октябрь 1958
Кропивницкий Сигизмунд Евстафьевич
Клоунада. 1955–1956 годы. Автор: Борис Борисов.
Клоунада
1955 - 1956
Борисов Борис Яковлевич
Врачи около автомобиля скорой помощи. 1958 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Врачи около автомобиля скорой помощи
1958 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
Охотник с добычей на дороге. 1965 год. Автор: Сигизмунд Кропивницкий.
Охотник с добычей на дороге
1965 год
Кропивницкий Сигизмунд Евстафьевич
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций. 23 октября 1966 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Парад-конкурс любительских авто и мотоконструкций
23 октября 1966
Хухлаев Валентин Константинович
Механик В. Кузменко с семьей на площади в Коркино. 1958–1965 годы. Автор: Валентин Хухлаев.
Механик В. Кузменко с семьей на площади в Коркино
12 июня 1958 - 12 июня 1965
Хухлаев Валентин Константинович
Свежие новости по радио. 1958 год. Автор: Евгений Халдей.
Свежие новости по радио
1958 год
Халдей Евгений Ананьевич
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ. 1959 год. Автор: Иван Шагин.
Автомобиль ЗИЛ-111 на ВДНХ
1959 год
Шагин Иван Михайлович
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу. 23 марта 1959 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Пробный пробег нового автомобиля ЗИЛ-111 по городу
23 марта 1959
Хухлаев Валентин Константинович
Гоночные автомобили. 1959 год. Автор: Валентин Хухлаев.
Гоночные автомобили
1959 год
Хухлаев Валентин Константинович
Москвич-407. 1960-е. Автор: Юрий Абрамочкин.
Москвич-407
1960-е
Абрамочкин Юрий Васильевич
Зима в Москве. 31 января 1965 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Зима в Москве
31 января 1965
Хухлаев Валентин Константинович
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу. 24 мая 1967 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Новый гоночный автомобиль «Москвич-Г5». 24 июля 1968 года. Автор: Валентин Хухлаев.
Новый гоночный автомобиль «Москвич-Г5»
24 июля 1968
Хухлаев Валентин Константинович
«Москвич»-408. 1968 года. Автор: Валентин Хухлаев.
«Москвич»-408
1968 год
Хухлаев Валентин Константинович
Свадьба. 1971 год. Автор: Владимир Богданов.
Свадьба
1971 год
Богданов Владимир Владимирович
Сверхтяжелый транспортный вертолет В-12 (МИ-12) для перевозки различных видов боевой техники, включая баллистические ракеты. 1971 год. Автор: Евгений Умнов.
Любопытство. 1975 год. Автор: Владимир Богданов.
Любопытство
1975 год
Богданов Владимир Владимирович
Без названия. 1980-е. Автор: Л. Жалейко.
Без названия
1980-е
Жалейко Л.
«Без подшипников нет быстрого движения». ВДНХ. Экспозиция ГПЗ 1980 год Хухлаев Валентин Константинович
Конвейер АвтоВАЗа. 1981 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Конвейер АвтоВАЗа
1981 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
«О, Волга, колыбель моя». 1990-е. Автор: Владимир Богданов.
«О, Волга, колыбель моя»
1990-е
Богданов Владимир Владимирович
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте. 1995 год. Автор: Всеволод Тарасевич.
Автомобиль «Мерседес» на Невском проспекте
1995 год
Тарасевич Всеволод Сергеевич
1/40
Вы посмотрели выставку «Вот это тачка!»
Вам понравилось?
11 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Иван Шагин
В 1933 году Ивана Шагина пригласили в главную молодежную газету страны – «Комсомольскую правду». Диапазон тем в творчестве фотографа был обширен: физкультурные парады, армейские репортажи, демонстрации. На каждом снимке – улыбки, энергия молодости, оптимизм. В 1935 году, всего через пять лет после начала профессиональной деятельности, Шагин был приглашен к участию в Выставке мастеров советского фотоискусства. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, и Шагин вошел в элиту советской фотожурналистики. Великую Отечественную войну Шагин снимал от первого до последнего дня. 22 июня 1941 года был сделан снимок на московском заводе «Серп и Молот»: рабочие слушают выступление Вячеслава Молотова по радио. В объектив теперь уже военного фотокорреспондента попали народное ополчение столицы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, тяжелые будни тружеников тыла, танковое сражение на Курской дуге, освобождение Киева, захват Берлина, встреча советских солдат с войсками союзников, Парад Победы в Москве. Одним из самых известных военных снимков Шагина стала фотография «Политрук продолжает бой». Несмотря на тяжелое ранение, боец продолжает находиться на передовой и призывать своих товарищей биться до последнего. После окончания войны Шагин продолжил работать в «Комсомольской правде». Осенью 1945 года, спустя полгода после Победы, газета поручила ему снимать турне московского «Динамо» в Великобританию, вызвавшее настоящий ажиотаж на островах. Шагин оказался единственным из советских фотокорреспондентов, находившихся тогда в Лондоне. Фотографии Шагина снова заполнили страницы всех советских газет. В конце 1940-х Шагин осваивает цветную фотографию и вскоре становится одним из ведущих авторов в этой области.
«Вот это тачка!»
Автомобили на дорогах, парковках, гонках, заводах, витринах, в горах, цирке и даже самолете!