Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год, г. Москва. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» и видео «Андрей Дементьев. "Мир держится на добрых людях"» с этой фотографией.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставки «Добрые руки доктора Немсадзе», «Убежище от суеты» с этой фотографией.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе», 1984 год. Выставка «Добрые руки доктора Немсадзе» с этой фотографией. 
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе». 1984 год. Автор: Владимир Вяткин.
Из серии «Добрые руки доктора Немсадзе»
1984 год
Вяткин Владимир Юрьевич
1/18
Вы посмотрели выставку «Добрые руки доктора Немсадзе»
Вам понравилось?
11 Да 0 Нет
Спасибо!
Посмотреть еще раз
Другие фотовыставки
Фотограф Елеазар Лангман. Радикальный экспериментатор 1920–1930-х годов
О биографии Лангмана известно немного. Его архив утерян – после развода с женой он не имел постоянного места жительства и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году сохранилась биографическая справка: «Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А. Лангмана... – автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой». В 1929 году состоялось знакомство Лангмана с Александром Родченко. Лангман вошел в актив творческой группы «Октябрь». В 1929–1930 гг. он работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для «Вечерней Москвы». В своем творчестве Лангман был более радикален, чем его учителя. Фотограф объяснял использование конструктивистских приемов тем, что это – «протест против штампа, серятины в фотографии». Несмотря на резкую критику в прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) – входил в жюри фотовыставок, работал по заданию издательства «Изогиз». В середине 1930-х Лангман снимал репортажи из Казахстана для журнала «СССР на стройке» и работал над фотоальбомом «10 лет Узбекистана». Фотожурналиста привлекали символы эпохи: люди и их свершения. В 1938 году был издан фотоочерк «На родине стахановского движения» авторства Лангмана, где подробно иллюстрирован трудовой энтузиазм Алексея Стаханова и начальника шахты имени Сталина Кости Петрова. Последнее место работы Лангмана – собкор ТАСС в Крыму. По доносу коллег он был обвинен в использовании фотолаборатории в коммерческих целях и вскоре умер при невыясненных обстоятельствах в 45 лет.
Фотограф Георгий Зельма (1906–1984)
Зельма родился в Ташкенте. В 1920-м или 1921-м семья переехала в Москву, спасаясь от тяжелых условий жизни во время Гражданской войны. В дополнение к школе Георгий посещал студию пролетарских фильмов «Пролеткино», где учился операторской работе, и школьный фотоклуб. В 1924 году семья Зельмановичей (Зельма – творческий псевдоним фотографа) вернулась в Ташкент. С деревянной камерой и штативом Зельма путешествовал по кишлакам и документировал уклад жизни Средней Азии и его изменения. Популярным фотосюжетом в те годы было раскрепощение восточных женщин: эту тему раскрывают кадры Зельмы «Международный женский праздник 8 Марта» (1924), «Долой чадру!» (1925) и др. Зельма считался специалистом по Средней Азии, и даже когда он обосновался в Москве в 1929 году, его нередко командировали на родину. В начале 1930-х годов он начал сотрудничать с журналом «СССР на стройке». С 1934 года Зельма – фотокорреспондент газеты «Известия». Во время Великой Отечественной войны он работал военным фотокорреспондентом журнала «Отечественная война» и газеты «Известия». Самый известный цикл работ этого периода – репортажи из Сталинграда, где он вел хронику боев с июля 1942 года по февраль 1943 года. «Бой за этаж», «Братская могила», «Письмо домой», Боевые друзья», «Флаг победы над Сталинградом» стали классикой фронтового репортажа. После освобождения Сталинграда Зельма работал в Украине. В «Советском фото» № 12 за 1980 год Зельма рассказал историю фотографии 1943 года «Награда патриоту», сделанной в Днепропетровской области: генерал прикрепляет медаль бородатому старику, железнодорожнику-стрелочнику Михаилу Помпику. Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы… для меня самое высокое признание – этот „стенд“». После войны фотограф работал в журналах «Советская женщина», «Огонек», с 1962 года – в Агентстве печати «Новости». В последние годы жизни Зельма помог создать детскую фотостудию в подмосковном поселке Вороново и много сил отдавал работе с ее учениками.
«Добрые руки доктора Немсадзе»
В 1984 году фотограф Владимир Вяткин сделал серию фотографий главного детского хирурга Москвы Вахтанга Панкратовича Немсадзе. С 1961 года он заведовал хирургическим отделением Московской детской больницы имени Н. Ф. Филатова, являлся профессором Второго Московского медицинского института (ныне – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова) , вел программу «Мамина школа» вместе с Юлией Белянчиковой и Аллой Данько. Эта серия – тот случай, когда фотография не просто документирует место работы героя и его профессиональные навыки, но и передает всю теплоту человеческих отношений. И уже за реальностью больничных коек, медицинского оборудования и детского страха проступает доброта и спокойствие того, кто помогает все это преодолевать.